Контакты

Адрес:
г.Москва, ул.Газопровод, д.4, ДЮЦ «Виктория»

Проезд:
ст. м. Улица Академика Янгеля, далее автобусом N682 до остановки ДЮЦ «Виктория»

Телефоны:
8(495) 518-40-01

E-mail:
victory@madriver.ru

Отчеты



222222222222222222Клуб водного туризма ДЮЦ «Виктория»







Отчет

о водном туристском походе

4 категории сложности по Забайкалью,

Республика Бурятия

совершенном с 26.07. по 19.08. 2009 г..









Маршрутная книжка №1/4-409

Руководитель группы:

Кирилюк А. А.

Адрес: Москва, Сумской проезд д.5 к. 3. кв. 47

Контактный телефон: 8 903 275 15 66

8 906 779 14 79

























Москва 2009г.

Оглавление

 
Оглавление……………………………………………..2
    1. Справочные сведения о походе……………………..3
1.1.Список группы
1.2.Определяющие препятствия маршрута

    1. Характеристика района и маршрута похода……….7
2.1. Географическое положение
2.2. Туристские возможности
2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута
2.5. Сведения о медицинских пунктах, магазинах, телеграфах
2.6. Поисково-спасательные организации
2.7. Туристские организации
2.8. Сведения о музеях и достопримечательностях
Запасные и аварийные выходы……………………………...13
    1. График движения……………………………………14
    2. Техническое описание……..………………………..15
    3. Картографический материал..…………………… 24
    4. Сведения о материальном оснащении группы…..36
    5. Выводы и рекомендации……………………………39
    6. Список литературы………………………………….40
    7. Краеведческое задание ……………………………. 41
9. Фотоматериал ………………………………………..53

1.Справочные сведения о походе.






Название учреждения – ГОУ ДЮЦ « Виктория»

Округ – ЮАО г.Москвы

Район похода – Забайкалье, Республика Бурятия – река Ципа – река Витим

Вид туризма – водный

Категория сложности – четвертая.

Нитка маршрута: г.Москва - г.Чита – курорт Баунт – стапель – р.В.Ципа – озеро Баунт – р.Н.Ципа – ГМС УЮ – р.Ципа – р.Витим – станция Витим – ст.Таксимо – г.Северобайкальск – г.Иркутск.


Протяженность активной части маршрута: 640 км.
Сроки похода – 26.07.2009 – 19.08.2009.
Продолжительность активной части: 12 дней
Номер Маршрутной книжки : 1/4 – 409
























ФИО

Год рож.

опыт

экипаж

Обязанности в группе

1

Кирилюк А.А.

1983

Катунь 4к.с.-р.

Ока-Саянская 4к.с.-р

Рафт-8

Кат-4

Руководитель

2

Филонов А.И.

1987

Катунь-у;

Ока-Саянская 4к.с.-у

Кат 4

Заместитель

3

Малышев Владимир

1992

У: Кольский, Тумча – 3 к.с.

Кат-4

Фотограф

4

Проскуренко Андрей

1991

У: Иркут,Тумча,Саяны-4к.с.Ока-Саянская.

Кат 4

Рем. Мастер

5

Теплова Дарья

1992

У:Карелия, Лиекса 3к.с, Ока-Саянская 4 к.с.

Кат 4

Фотограф.

6

Голобурдин Павел

1991

У: Иркут,Тумча,Саяны-4к.с. Ока-Саянская.

Рафт

Топограф

7

Акулов Даниил

1991

У: Иркут,Тумча,Саяны-4к.с. Ока-Саянская.

Кат 4

Рем. Мастер

8

Изаак Ольга

1992

У:Кольский п-ов, Тумча 3к.с.

Кат 2

Рем. Мастер

9

Алексеева Ирина

1991

У: Карелия, Лиекса – 3 к.с. Ока-Саянска

Рафт

Хронометрист

10

Малышев Сергей

1991

У: Тумча,Саяны-3к.с.

Рафт

Метеоролог

11

Мулюкова Лилия

1991

У:Кольский п-ов, Тумча 3к.с, Ока-Саянская 4 к.с.

Кат 2

Завхоз

12

Маслова Анастасия

1991

У:Кольский п-ов, Тумча 3к.с, Ока-Саянская 4к.с.

Рафт

Краевед

13

Зайцев Евгений

1990

У: Саяны, Иркут

Рафт

Топограф

14

Исаков Олег

1991

У: Карелия 3к. с. Тумча-3к.с.

Рафт

Медик

1.1 Список группы.


















































1.2 Определяющие препятствия.

No

Вид преп.

Кат.тр.

Длина преп.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

11

Порог

4 - 5

800 м

Мощные валы высотой 2-2,5 м, бочки, вдоль берегов - обливные камни. От ПБ отходят закрученные косые валы. Условия для страховки сложные. Есть место для страховки после основных валов за камнем ЛБ. Основная струя идет по центру, ближе к ПБ.

По центру, пробивая край косых валов идущих от ПБ, обходя по центру по основной струе бочки под ЛБ. Страховка после основных валов по большим камнем левого берега.

12

Порог

4 – 5

700 м

То же, что и в 11 пороге. Страховка возможна между этими порогами (участок с относительно меньшими валами около 100 м) и ниже 12 порога.

Проход по центру по основной струе, в походном порядке. Взаимостраховка с воды. После порога можно встать в суводь у ПБ.

19

Порог

5

250 м

Суммарное падение достигает 3,5 м. Это участок с самым большим удельным падением. В центре мощный слив с валами до 3 м, ниже его по ПБ. пульсирующая бочка. Слева большая суводь. Условия для страховки сложные, так как струя после порога не замедляется, а сразу же переходит в следующее препятствие - шиверы 20-22.

Заход по основной струе правее центра, затем левее минуя мощную бочку ПБ. Далее по центру через косые валы и бочки, зачалка под левый берег устье ручья Тулекит.

26

Порог

4

250 м

Высокие, до 2 м, хаотические валы, более мощные у ПБ. Есть условия для страховки. Есть улова с ПБ и ЛБ, сравнительно спокойный участок для страховки ниже порога.

Проход по центру, далее придерживаясь левой части струи, затем в улово под ПБ. Страховка с воды и улова ПБ.

45

Порог

4-5

100 м

Характеризуется мощными валами и бочками. Камней в основной струе нет. Особенностью этой связки является то, что пороги 45-49 расположены в 50 - 100 метрах друг от друга и в случае оверкиля на одном из порогов 45-48, аварийное судно с большой вероятностью может уйдет в порог N 49 -- самый серьезный порог Ципы, что может привести к непредвиденным последствиям.

Проход по центру, далее прижимаясь ближе к левому берегу. Взаимостраховку осуществляли с воды. Далее заход в суводь под ЛБ.

46

Порог

4-5

100 м

 Большое кол-во валов и бочек, хаотично расположенных по всей ширине реки. Высота валов около двух метров.

 Прохождение порога по центру, возможно ближе к левому берегу. Просмотр с ЛБ. Шли по центру с взаимной страховкой.

47

Порог

4-5

100 м

По центру  валы около двух метров. Справа от центра бочка около 2,5 метров.

 Проходили по центру, через косые валы, уходя от бочки ближе к левому берегу. Взаимостраховка с воды.

48

Порог

4-5

100 м

 Мощные валы до 2 м и хаотичные бочки около 2-х м, преимущественно по центру и ближе к ПБ.

Шли аналогично препятствиям 46-47, после порога траверс под ЛБ. Перед препятствием № 49.

49

Порог

5

500 м

Мощные косые валы от ЛБ и ПБ, сходясь в нижней части порога. Ближе к левому берегу много обливных камней. Ниже мощные косые бочки по ПБ. По центру порога мощный пульсирующий вал около 3м. В большую воду одно из самых сложных и опасных препятствий на реке.

Условия для страховки хорошие, так как ниже порога длинный (более 1 км) участок относительно спокойной воды, большие суводи вдоль ЛБ. Проходили по центру, ближе к ЛБ, далее проход по центру между валами от ЛБ и ПБ. Просмотр с ЛБ. Шли с взаимостраховкой.

67

Шивера

4

300 м

Большое количество обливных камней и бочек в левой части струи, высокие мощные валы (до 2.5 м) вдоль ПБ. Высокая скорость течения требует точного и заблаговременного маневра между обливниками.

Прохождение по центру походным порядком с взаимостраховкой.

69

Шивера

4

2 км

Мощные шиверы, переходящие одна в другую. Хаотичные валы, бочки, обливные камни.

Проходили слаломом, Линию движения каждый экипаж выбирал по ходу сплава, траектория читается с воды.

119

Порог

4- 5

 400 м

 Под ПБ под скалой – мощный котел. Правее центра бочка до 2-х м. По центру – мощные валы. Под ЛБ – простой проход через небольшие валы и бочки.

 Просмотр с ЛБ, шли по центру тандемом с взаимостраховкой с воды.




2 Характеристика района и маршрута похода.


2.1. Географическое положение, особенности района, имеющие значения для туристов.

Общая характеристика:

Район путешествия относится к Байкальской горной стране. Это нагорье Северного Забайкалья и Витимского плоскогорья. Рельеф преимущественно средней высоты. Наивысшая точка достигает в хребте Кодар 2999м. В горах почти везде преобладают кислые интрузивные породы, главным образом гранит. С ним связаны месторождения руд различных металлов: золота, серебра, свинца, цинка, олова, молибдена и др. Климат страны умеренный, крайне континентальный. Из-за горного рельефа везде наблюдается высотная поясность климатических условий. Зимы холодные (-65). Часто бывают морозные туманы. Осадков в зимнее время выпадает очень мало. В летний сезон увеличивается облачность и выпадает большая часть осадков, особенно во второй половине лета, достигая максимума в июле и августе.
Наиболее крупными реками Байкальской страны являются Витим, Селенга и Шилка. Очень много небольших озёр ( свыше 2500). Они расположены как в межгорных понижениях, так и в горах. Характерно групповое расположение озёр. Наиболее значительное из них — Баунтовское. Имеется большое количество разнообразных источников лечебного значения, в том числе горячих сероводородных и др. Очень красивая природа с богатым растительным и животным миром.

Река Ципа относится к Баунтовской системе озер, берет начало с небольшого озера на восточном склоне Икатского хреб­та, являющегося водоразделом бассейнов Баргузина и Витима. На расстоянии 70 км от истоков Ципа представляет собой небольшую горную речку с простыми шиверами. Выйдя же в Баунтовскую котловину, Ципа превращается в типичную равнинную реку шириной 30-40м и слабым течением вплоть до впадения её в Баунтовское озеро (самое большое озеро, по имени которого и названа котловина). После озера Ципа разливается до 100-120 метров, а по скорос­ти течения мало отличается от озера. На протяжении последующих 220 км (до конца котловины) река сохраняет такой неторопливый характер, то разбивается на протоки, то течет глубоким узким рукавом, то практически сливается с близлежащими озерами. Характерной особенностью реки является сравнительно высокая температура воды (+18 градусов), что выгодно отличает ее от многих других рек того же уровня сложности. Также известно, что на Ципе нет серьезных каньонов, что позволяет при необходимости обнести порог (хотя зачастую обнос может оказаться весьма трудоемким из-за того, что берега, как правило, каменистые и заросшие лесом).

В районе зимовья Ую река резко поворачивает на юг в сто­рону гор Бабанты, которые затем прорезает на своем пути к Вити­му. Именно этот отрезок реки и представляет наибольший спортив­ный интерес. Широкая и полноводная в конце Баунтовской котлови­ны река втискивается в узкую извилистую расщелину и приобретает характер бурного потока со средней скоростью 9-10 км/час и до 20 км/час на многочисленных порогах и шиверах.
Ниже впадающего справа ручья Кодарни долина реки расширя­ется и обстановка на ней сильно упрощается. А после впадения р.Амалат Ципа уже мощная река с локально расположенными, неслож­ными в спортивном отношении шиверами.

Население

Бурятия - многонациональная республика. К наиболее многочисленным национальностям относятся : буряты, русские, украинцы, татары. Маршрут проходит, в основном, по Бурятии, большую часть населения этих районов составляют буряты. Буряты очень радушные и миролюбивые люди. Из подарков оттуда можно привезти всевозможные шкуры от сурка до медведя, рога марала или косули, хвосты и шерсть яков, внутренний жир медведя, "струя кабарги" и "каменное масло" и, конечно, кедровые шишки. Основная религия - буддизм в смеси с шаманизмом. Бурятия относится к числу малонаселенных регионов страны. При средней плотности населения 3 человека на 1 км2 размещение населения по территории региона происходит неравномерно. Основная часть жителей проживает в центральной части, в бассейне реки Селенги, вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали, где на 1 км2 приходится по 6-7 человек. На севере и юго-западе плотность населения составляет, в среднем, около одного человека на 1 км2.


Гидрография

Важнейшие реки Саян и Забайкалья - Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара (впадает в озеро Байкал), Уда, приток Лены - река Витим. Реки Забайкалья относятся к бассейнам Северного Ледовитого и Тихого океанов, водораздел между которыми проходит по территории страны. В бассейн Енисея входит Байкал со всеми впадающими в него реками. В Лену стекают воды Витима (с Мамой и др. ), Большого Патома, Олёкмы (с Чарой) и Алдана. От слияния Шилки и Аргуни у восточной границы Забайкалья начинается Амур. Преобладают реки горного типа; они характеризуются высокими модулями стока, многоводностью и большими запасами энергии.

В Байкальской горной стране много озер, наиболее крупные из них тектонического происхождения. Из тектонических озер первое место по глубине и размерам занимает Байкал, расположенное на западной границе республики Бурятия, и являющееся самым глубоководным пресным озером в мире. В сухостепных межгорных котловинах находятся группы соляных озер, обладающих значительными запасами солей. Уникален этот регион и своими минеральными и горячими источниками.

Река Ципа в переводе с местного наречия обозначает "река без бродов". Относится к Баунтовской группе озёр. Берёт начало с небольшого озера, втекает в озеро Баунт под названием Верхняя Ципа. Далее вытекает из оз. Баунт под названием Нижняя Ципа. И только от м\с УЮ идет как р. Ципа. Р. Ципа втекает в р. Витим. Питание рек снеговое и дождевое. Весенний паводок имеет две фазы. Первая связана с обильным таянием снегов в среднегорье, а вторая - с таянием снегов в высокогорье. Летние паводки вызываются обильными дождями и таянием выпавшего снега. Броды через реки, особенно в большую воду, могут быть опасными и непроходимыми.

Растительность
Красочные альпийские луга поражают обилием ярких цветов: жарков, аквилегий, маков и пр. Бурятия является целой кладовой лекарственных растений (например, золотой корень).
На высокогорных ландшафтах преобладает кустарничковый и мохово-лишайниковый покров, чередующийся с обширными каменными россыпями, лишенными растительности.
Растительность Байкальской горной страны достаточно разнообразна. Лесами из хвойных и мелколиственных пород покрыты почти все склоны гор, плоскогорья и днища многих межгорных котловин. В южной части Забайкалья леса сменяются островами лесостепей и степей, которые по долинам рек заходят далеко к северу.
Леса Байкальской горной страны обладают большими запасами древесины. Преобладают хвойные породы. По берегам рек - таежные леса из кедра, лиственницы даурской, лиственницы сибирской, ели, пихты. Ниже, по речным долинам встречаются сосна и лиственные породы (береза, осина, тополь). Темнохвойные и лиственнично-сосновые леса служат прекрасными охотничьими угодьями. Много ягодных кустарников. (смородина, жимолость, черника, брусника, голубика, малина и т.д.). Много грибов, особенно маслят, подберезовиков, подосиновиков.
Во всех высотных поясах Байкальской горной страны некоторые виды растений стали очень редкими, особенно эндемики и реликты, они внесены в Красные книги.

Животный мир
Животный мир Бурятии насчитывает более 70 видов млекопитающих и около 250 видов птиц. Большинство из них сосредоточено в горной тайге. Из отряда хищных распространены соболь, ласка, колонок, горностай, выдра, росомаха, рысь, барсук, волк, красный волк, лисица, бурый медведь. Из отряда грызунов в тайге широко распространены белка, бурундук, летяга. Из отряда парнокопытных водятся лось, марал, сибирская косуля, кабан, кабарга, сибирский козерог. Из птиц в тайге обитают глухарь, рябчик, кедровка, кукша, ястребиная сова, сибирский дрозд, тетерев.
В реках водится очень много рыбы: хариус, ленок, таймень, налим, щука, сиг, окунь - вот неполный перечень рыб, которых можно поймать в р. Ципа. Гнус встречается местами. В хорошо продуваемых речных долинах его мало, а вот в высокогорье очень много комаров, мошки и овода. Весной и в первой половине лета - клещ! Встречаются змеи-гадюки, но редко и ареал их распространения ниже 800м.
Байкальскую горную страну относят к важным охотничье-промысловым территориям России. Большинство промысловых животных сосредоточено в тайге. Среди пушных зверей первое место занимает лучший в мире баргузинский соболь. Большое значение для сохранения соболя и его размножения имеет Баргузинский заповедник, который является соболиным питомником.
С точки зрения энцефалита, Баунтовско-Эвенкийский р-он не является энцефалитным. Но Муйский р-он (от слияния Ципы и Витима до ст. Витим) –110 км является опасным. Несмотря на то, что в августе активность клещей чрезвычайно мала, следует иметь с собой несколько упаковок таблеток «йодантипирина».





2.2. Туристские возможности района:

Туризм в Бурятии имеет собственную историю и очень высокий потенциал развития. Массовый отдых в республике очень развит, этому способствует удобное географическое расположение республики, уникальные природные ресурсы, богатое историческое и культурное наследие. В Бурятии соединились культуры многих народов, издревле населявших эту территорию, а также народов, пришедших сюда в более позднее историческое время. В республике имеется свыше 1500 историко-культурных памятников. Природные ресурсы Бурятии - это основа для развития природных видов туризма. Типичными пейзажами Бурятии являются горы, покрытые сибирской тайгой, обнаженные вершины и скалы, степи и лесостепи, обширные и благодатные речные долины. Здесь множество рек и озер, много месторождений минеральных вод и лечебных грязей. Есть водопады, пещеры, конусы потухших вулканов, поля лавовых потоков. Природой создано множество уголков, привлекающих внимание своей красотой и неповторимостью. В Бурятии существует несколько крупных заповедников и национальных парков — Баргузинский государственный биосферный заповедник, Байкальский государственный биосферный заповедник, Национальный парк «Забайкальский» и другие.
Бурятия обладает широкими возможностями для активного туризма — водного, пешего, горного, спелеотуризма и велопутешествий, охотничьего туризма и спортивной рыбалки.
Бурятия привлекательна для людей, интересующихся религией. Республика является центром буддизма России. На острове Ольхон можно увидеть ритуальное подношение. На мысе Бурхан (Шаман камень) происходят ритуальные обряды.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2007г. № 67 территории муниципального образования «Прибайкальский район Бурятии» создана туристско-рекреационная особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Байкальская гавань», которая планируется как всесезонный курорт мирового уровня с высокоразвитой инфраструктурой площадью 700 км2.
В туристическом отношении Баунтовско-Эвенкийский район весьма интересен. Горячие источники курорта Баунт, устья реки Горячей, а также лечебные грязи, весьма привлекают туристов. Но основными объектами туристских путешествий в настоящее время являются реки бассейна Витима. Высокогорье Витимского края освоено меньше. Трудности в освоении этого района создают достаточно слабое развитие транспортных путей, отсутствие хороших троп и дорог. Необходимо отметить что в районе Южно-Муйского хребта пройдено более 80-ти перевалов, до 2Б категории сложности, что позволяет говорить о возможности пешеходных и лыжных маршрутов 2 – 4 КС в этой части Бурятии. Авиационное сообщение возможно только на заказ. Внутренних автомобильных и железных дорог практически нет. Водные пути развиты слабо. Единственное путешествие, которое можно совершить без трудных пеших подходов и дорогостоящих авиа перебросок – сплав по реке Витим. Он менее спортивен, чем сплав по Ципе (3 КС вместо 4 КС), но не менее интересен. Большинство рек бассейна реки Витим привлекают туристов-водников. Сплав по реке Муя от ручья Янчуй до поселка Таксимо – 4 КС, сплав по реке Колару и Витиму – 4 КС, сплав по реке Мама от озера Кулинда до поселка Молодежное – 5 КС
Для реки Ципа характерны мощные пороги, резкие повороты, маневренность.
Река Ципа является одной из многоводных рек Сибири. Во время паводка расход воды может увеличиться в несколько раз. Интенсивный подъем уровней начинается летом – в конце мая - начале июня. Летом характерно прохождения ряда дождевых паводков. Наивысшие уровни наблюдаются в разное время – с мая по август. Минимальные уровни наступают зимой – с ноября до апреля включительно.


2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута:

Туда: В целях экономии времени и сокращая шесть дней дороги на поезде, мы выбрали авиаперелет из Москвы аэропорт Домодедово: рейс Москва – Чита, время перелета шесть часов. В данном варианте лучше заранее позаботиться о заранее отправленном багаже либо через РЖД, или авиакомпаниями, т.к бесплатный провоз багажа 20 кг на человека, все что свыше 200руб за 1 кг. Так же можно уехать любыми поездами Москва – Владивосток, или поездом Москва – Чита, время в пути 5-6 дней.
Заброска на маршрут: в Чите найти необходимый транспорт довольно проблематично, можно потратить не один день. Мы заранее из Москвы договорились о заброске с водителем из Читы, ГАЗ 66 с вместимостью группы до 14 человек. Приводим его контакты: Олег Михайлович тел: 89242739686.
Отъезд: от станции Витим, расположенной на трассе БАМа в 300-х метрах от ж/д моста через Витим на поезде Куанда-Токсимо (1 вагон) + багажный. Стоимость проезда 30 руб с чел. Время в пути около 3 часов. Ходит ежедневно в 17:45 и 07: 00 (время местное, московское - 5 часов).

От ст. Токсимо до Северобайкальска можно добраться на поездах № 75 Тында – Москва (отправление 07:19), №97 Тында – Кисловодск (отправление 19:56), № 955 Новая Чара – Северобайкальск (отправление 17:45). Мы добирались на проходящем поезде до Северобайкальска. Время в пути – около 10,5 часов. В расписании время отправления московское.



От станции Северобайкальск можно выехать следующими поездами:

71 Северобайкальск – Иркутск отправлением 17:35 нечетные дни. № 75 Тында – Москва 16:10 нечетные дни. № 91 Северобайкальск – Москва отправлением 09:57 ежедневно. № 97 Тында – Кисловодск 04:15 среда – суббота. № 197 Северобайкальск – Красноярск 17:35 четные дни. № 955 Н.Чара – Северобайкальск прибытие 03:28 ежедневно. Отправление поезда № 956 в Н.Чару 13:05 ежедневно.

Из Северобайкальска ходят пригородные поезда до Нового Уояна (1 раз в день), до Киренги (2 раза в день), до Дабана (1 раз в день).

В связи отмены «каметы» через оз. Байкал, и заранее купленными билетами из Иркутска, мы добирались сначала до Иркутска на поезде. Из Иркутска на поезде № Иркутск-Москва отпр …Стоимость билета купе – 8 450 руб

Так же в приложении № 1 приводим схему из отчета группы из Питра 2001г, описывающую все возможные варианты заброски на Ципу.

2.5. Сведения о медицинских пунктах, магазинах, телеграфах:

Медицинские пункты:
  • больница в пос. Багдарин, аптечные пункты,
  • медсанчасть Курорта Баунт,
  • больница пос. Токсимо
  • поликлинника и больница г. Северобайкальск

Магазины
  • пос. Багдарин - все разнообразные, пекут хлеб
  • Курорт Баунт – широкий ассортимент, цены московские
  • пос. Баунт - ассортимент продуктового ларька. Хлеб, молоко.
  • пос Токсимо – всевозможные. Цены выше московских на 20%.
  • г.Северобайкальск – есть крупные магазины.

2.6. Поисково-спасательные организации

  1. Бурятская республиканская ПСС. 670024 г. Улан-Удэ, ул. Жуковского, д.23Тел: 8-3012-34-77-66
  2. Школа туристско-экологического образования – г.Северобайкальск, пер.Школьный, д. 11, тел: 2-03-23
  3. Турбюро «Хозяин» г. Северобайкальск, Ленинградский пр-зд, д. 5, кв. 42,
тел:2-45-12
  1. Главный врач СЭС Бурятии – Волошин Александр Борисович, тел: 8-301-412-574 или 8-301-410-565 - г. Улан-Удэ. Факс: 412-200
  2. Забайкалькая территориальная ПСС – 672038, г Чита, Сухая Падь, д. 3Тел: 8-3022-22-56-40 Иванов Андрей Николаевич
  3. Северобайкальский ПСО, 671717, г.Северобайкальск, ул.Морских Пехотинцев. д.7Нач. Карпов.

2.7. Туристские организации, ПСС:

  • Бурятская республиканская ПСС. 670024 г.Улан-Удэ, ул. Жуковского, д.23. Тел: 8-3012-34-77-66
  • Школа туристско-экологического образования – г.Северобайкальск,
пер.Школьный, д. 11, тел: 2-03-23
  • Управление общего, дополнительного образования и воспитания при Министерстве Забайкальского края. г.Чита. Тарасова Елена Юрьевна — главный специалист-эксперт (летний отдых), тел. 35-22-65
  • Турбюро «Хозяин» г.Северобайкальск, Ленинградский пр-зд, д. 5, кв. 42, тел:2-45-12
  • Главный врач СЭС Бурятии – Волошин Александр Борисович,
тел: 8-301-412-574 или 8-301-410-565 - г.Улан-Удэ. Факс: 412-200
  • Забайкалькая территориальная ПСС – 672038, г.Чита, Сухая Падь, д. 3
Тел: 8-3022-22-56-40 Иванов Андрей Николаевич
  • Северобайкальский ПСО, 671717, г.Северобайкальск, ул.Морских Пехотинцев. д.7, нач. Карпов.
2.8. Сведения о музеях и достопримечательностях:

Основная достопримечательность Республики Бурятия - это озеро Байкал, являющееся самым глубоководным пресным озером в мире. В Бурятии имеется свыше 1500 историко-культурных памятников, существует несколько крупных заповедников и национальных парков.

Баунтовско-Эвенкийский район в туристическом отношении весьма интересен. Озеро Баунт занимает третье место в Бурятии по площади поверхности (зеркала) воды (111 км2) после Байкала и Гусиного и второе по общей площади водосбора (10300 км2) после Байкала . На юго-западной оконечности оз.Баунт имеется горячий источник, на котором построен курорт местного значения — Горячий Ключ.

В поселке Багдарин имеются:

  • музей эвенкийской культуры

  • этнографический музей

  • геологический музей

В г.Чита:

  • краеведческий музей

  • художественный музей

  • музей декабристов

  • церковь декабристов (основана в 1771 г.)


3. Организация похода.

Обоснование выбора маршрута:
В район Забайкалья наша группа отправлялась в первый раз. Нас привлекала красота края, интересный и продолжительный поход. 4 Категория сложности реки Ципа, с ее мощными и красивыми порогами, практически полная автономность на маршруте, отличная рыбалка, преодоление огромного участка гладкой воды с использованием мотора, новизна маршрута, северная природа озера Байкал. Критерием и подтверждением выбора данного маршрута являлось участие команды в первом этапе Первенства города Москвы в соревнованиях на реке Мста. А так же опыт у участников похода от 3 до 4 к.с.
Запасные и аварийные выходы:

Рекомендуем всем группам использовать средства спутниковой связи, которые широко распространены в наше время, (как вариант взять в аренду спутниковый телефон, примерно 500-600 руб в сутки). В случае аварийной или чрезвычайной ситуации почти 100% связь!!! В некоторых местах на реке Ципа возможна посадка вертолета. На помощь других групп рассчитывать практически не приходиться т.к. вероятность встречи очень мала, за сезон по записи из дневника на р.Цирик проходит не более 3-6 групп… У нашей группы был спутниковый телефон, связь на всем протяжении маршрута практически везде нормальная.

В случае обильных дождей возможно резкое повышение уровня воды!!! За шесть часов и вероятность Ч.С. возрастает. У спасенной нами группы на маршруте, уплыл катамаран, эту ситуацию мы опишем ниже.

В качестве запасного варианта можно предложить сплав по р.Витим от пос. Романовка до БАМа - красиво (говорят), но никакого адреналина. Этот вариант можно использовать в случае невозможности заброски на реку Ципа (из-за паводка, например). Но при этом необходимо иметь лоцию реки Витим – нижние пороги Витима достаточно мощны.

При выброске с верхней части р. Ципа можно использовать при аварийной ситуации радиосвязь на ГМС Ую (вызов вертолета из Токсимо). Возможна выброска по реке Амалат (70 км вверх против слабого течения до поселка, далее таежным автотранспортом).

Можно использовать помощь рыбаков, постоянно живущих на ЛБ у устья р.Байме (у них достаточное кол-во бензина и моторные лодки).

Мы планировали спасательные мероприятия и использованием спутникого телефона, который был у нашей группы, в крайнем случае планировали на радиосвязь ГМС Ую (на протяжении сплава по Нижней Ципе) и помощь встречающихся рыбаков ниже 119 порога (у них есть достаточное кол-во горючего и моторных лодок) на протяжении сплава по Ципе.

При крайней необходимости можно добраться вездеходом из урочища Гуллинга 250 км в Бодайбо.


4. График движения.


дата

Участок пути

км

Способ передвижения

Время

метеоусловия

1

26.07

Москва-Чита

-

Самолет

6 часов

-

2

27.07

Г. Чита-курорт Баунт

420

ГАЗ 66

17 часов

15 С; Облачно, дождик

3

28.07

Курорт Баунт

-

ГАЗ 66

-

17 С; Облачно

4

29.07

Курорт Баунт

-

Стапель

-

20 С; дождь

5

30.07

Курорт Баунт - оз. Баунт

43

Сплав

7ч:30м

19 С; солнце

6

31.07

Р. Нижняя Ципа

30

Сплав

6ч:30м

20 С; облачно

7

01.08

Р. Н. Ципа – Песчаная Коса

50

Сплав

5ч:20

20 С; солнце

8

02.08

р. Нижняя Ципа – конеферма «Горбылок»

40

Сплав

5ч:10м

24 С; Солнечно

9

03.08

Конеферма «Горбылок» – ГСМ - УЮ – река Таликит

105

Сплав

10ч:20

20 С; солнце

10

04.08

р. Таликит – устье реки Мраморная

35

Сплав

4ч:20М

20 С; солнце

11

05.08

р. Мраморная – р. Цирик

45

сплав

4ч:50

25 С; Солнце

12

06.08

Дневка

-

-

-

23 С; Солнце

13

07.08

Устье реки Цирик - пр№118

36

сплав

4ч:00м

20 С; солнце

14

08.08

Пр№ 118 – р.Кавокта

39

Сплав

4ч:10м

18 С; солнце

15

09.08

р.Кавокта – ЛБ река Ципа

81

Сплав

9ч:20м

15 С; днем солнце, ночью дождь

16

10.08

Урочище «Восьмерка – р. Витим». Паводок!!!

73

Сплав

6ч:20м

Облачно, ветер, дождь

17

11.08

р. Витим – БАМ

63

Сплав-поезд

05ч:10м

Облачно, ветер

18

12.08

г. Северобайкальск

-

-

-

15 С; днем солнце, ночью дождь

19

13.0814.08

Северобайкальск - Иркутск

-

Поезд

36ч:00м

18 С; солнечно

20

15.08

Город Иркутск

-

-

-

20 С; солнце

21

16.08

Иркутск-Москва

-

Поезд

87ч:20м

Хорошая



5. Техническое описание.


26 июля 2009г.
Техническое описание маршрута.

В 19:30 садимся в самолёт, авиакомпания «ВИМ-АВИЯ». Из аэропорта Домодедово (фото №2). Самолёт Москва-Чита. Семь часов перелёт.


27 июля
Прилетели в Читу в 3:00 часа ночи по московскому времени. Разница во времени + 6 часов.
В аэропорту нас встретил заказанный из Москвы микроавтобус, на котором мы отправились в город. Этот день провели в Чите: отправили телеграмму, закупили продукты на маршрут.
Вечером подъехала машина ГАЗ-66 для заброски. Грузим вещи, и в 22:00 по местному времени выезжаем из Читы.



28 июля
Курорт Баунт.

Приехали на курорт Баунт после обеда в 16:00. Общее время заброски составило 17 часов. Дорога до посёлка Багдарин нормальная (в посёлке достаточно магазинов, есть почта и телефонная связь, а так же музей Эвенкийской культуры), после она принимает характер горной дороги без покрытия. В пути три реки переезжали брод, уровень воды был средний, поэтому трудностей не было; при высоком уровне воды возможно были увеличения заброски до двух дней, пока уровень воды не стал бы доступным для переправы. По приезду разместились в частном доме на базе курорта Баунт(фото №3-5). В 3-х минутах от дома магазин (цены средние), ассортимент приближен к ночному ларьку, но все необходимые продукты имеются, есть так же хоз – товары. В 15-20 минутах от нашего дома горячие источники(фото №6-8).

29 июля
Стапель.

Собираем суда, подготавливаем снаряжение (фото №9-11). Знакомимся с окрестностями поселка. Осматриваем местные достопримечательности… Погода теплая, но дождливая
После, сходили на экскурсию на горячие источники, а некоторые участники группы приняли горячие ванны (фото №12-13). Единственная проблема: весь день идёт проливной дождь! Вечером пробуем ловить рыбу, клев хороший ловиться Елец.

30 июля
р. Верхняя Ципа – оз. Баунт.

Встали в 8:00, позавтракали, погода солнечная. Договорились с местными жителями на ботовой ГАЗ-66. В 10:00 подъехала машина, которая довезла снаряжение до р. Верхняя Ципа. (3 км) (фото №14)
На курорте мы познакомились с мини группой из 3-х человек, которые там уже не впервой, поделились опытом, выплыли они вместе с нами.
Т.к. большее кол-во гладкой воды было запланировано проходить на моторе, пробуем мотор на воде. Суда соединили между собой в последовательности: К-4 --> К-2 --> Рафт., перед этим, испробовав разные способы. В 13:30 начинаем сплав, ширина реки около 100м (фото №15-17), течения практически нет, по берегам в основном высокие кустарники; наша скорость в среднем составляет 4-6 км/ч, быстрее плыть не могли, т.к. была необходима обкатка мотора.
Перед впадением реки в озеро Баунт останавливаемся на ПБ, откуда открываются восхитительные пейзажи (фото №18-19). Далее по озеру берем ориентир на С.В. Оз. Баунт, как и предыдущий участок, преодолеваем на моторе, с максимальной скоростью 6-7км/ч. Пересекая оз. Баунт наблюдаем небольшие песчаные пляжи на восточном берегу; прекрасная природа. К вечеру оз. Баунт было пересечено, на ПБ видны дома посёлка Баунт, мы остановились на ночлег напротив посёлка на ЛБ. Стоянка оказалась не совсем удобной, но т.к. надвигались огромные дождевые тучи, было принято решение останавливаться. Встали на стоянку в 21:50. на левом берегу реки Ципа. Дров здесь достаточно.

Ходовой день - № 1

Чистое время сплава – 7ч. 30мин.

Пройдено – 43 км.

31 июля.
р. Нижняя Ципа.

Вышли в 11:30. В р.Нижняя Цыпа, течение очень слабое, почти отсутствует. Во время сплава есть места, где неплохая рыбалка. Берега достаточно крутые, течение не меняется на протяжение всего дня. Практически нет мест для стоянок, встречаются болотистые берега. Наконец-то нашли стоянку на ПБ, сразу после притока с правой стороны. Большое кол-во дров, в 50 метрах от лагеря нашли заброшенную вездеходную дорогу. Со стоянки открывается живописный вид (фото №20). Рассчитана стоянка человек на 15-20. Достаточно мест для палаток. Зачалились в 18:40. Здесь отличная рыбалка: много щуки и окуней. Ловим рыбу. Собираем грибы.
В течение дня периодически шёл дождь.
Ходовой день - № 2

Чистое время сплава – 6ч. 30мин.

Пройдено – 30 км.
1 августа
р. Нижняя Ципа – Песчаная коса.
Полуднёвка. В 15:30 выплыли. Во время сплава останавливались на рыбалку. Берега крутые, характер реки спокойный, не более 2-х км/ч, правда река сильно петляет, в дальнейшем наблюдаем болотистые берега.
В 21:30 зачалились на ночлег. Остановились на левом повороте на ЛБ. Стоянка на песчаной косе (фото №21-22), не очень удобная, можно поставить около 5 палаток, дров мало, в 5 метрах от воды берег покрыт высокими кустарниками. Река здесь глубокая, начиная от самого берега; бешенная рыбалка, очень много рыбы: ленок, щука, окунь (фото №23-24).
Наконец-то нет дождя, но всё же прохладно.

Ходовой день - №3

Чистое время сплава – 5ч. 20мин.

Пройдено – 50 км.

2 августа
р. Нижняя Ципа – конеферма «Горбылок».
Первый жаркий день. Подъём в 9:30. Т.к. здесь отличная рыбалка, до 13:00 рыбачили, поймали очень много рыбы. В 13:50 вышли. Берега теперь на нашем пути пологие, а течение всё так же небольшое. Один раз останавливались на заправку двигателя (всё ещё идём на моторе).
Под вечер на реке встретили службу рыбнадзора (охрану природы) (фото №25), они были на моторной лодке (40 лошадиных сил), вооружены автоматом Калашникова; рассказали, что борются с браконьерами, и охраняют туристические группы т.к. охота в данной местности запрещена. Мы оповестили их куда направляемся, поделились блёснами. По нашим расчётам до метеостанции УЮ около 50 км. Посовещавшись с представителями рыбнадзора сделали корректировку карты, выяснили, что до ГМС-УЮ около 70км, и что кроме стоянки, находившейся на возвышенности ПБ ( фото №26-27), дальше хороших стоянок не будет. Поэтому было принято решение вставать на этой стоянке, которая находится не доплывая до конефермы "Горбылок" на ЛБ около 1 км, конеферма отмечена на картах. Место стоянки очень живописное: небольшой лесок и довольно массивная равнина с видом на двуглавую гору, здесь же обнаружили большое количество ягод (голубика). Зачалились мы в 19:40. Ранний отбой, ведь нам предстоит тяжёлый ходовой день.

Ходовой день - №4

Чистое время сплава – 5ч. 10мин.

Пройдено – 40 км.

3 августа
Конеферма «Горбылок» – ГСМ - УЮ – река Таликит.
6:00 подъём всей группы. В 8:40 начали сплав, после притока с левой стороны видим конеферму "Горбылок" на ЛБ. Пейзаж здесь однообразен. До 14:50 утомительно сплавляемся по всё такой же спокойной воде, и решили остановиться на обед на ПБ (фото №28), стоянка там неплохая, много мест для палаток. Природа начинает меняться: хвойный лес, земля покрыта мхом. В 15:45 выплыли с обеда, по ходу встречались мелкие притоки, периодически отключаем мотор, переходим на гладкую греблю, тренируемся по ТВТ, слаживая экипажи. В 17:30 останавливались для определения точного местонахождения, примерно, на 20 минут. Через 1 час 40 мин. показались домики ГМС – УЮ. Берега здесь становятся более пологими, течение пока неизменно. Проход к метеостанции разрыхлён вездеходами, проходить приходится, можно сказать, по болоту. Поговорили с работником метеостанции, разузнали нельзя ли здесь купить какие-нибудь продукты, оказалось, что ничего не было! Окрестности ГСМ нас не впечатлили. Выплыли от ГМС - УЮ в 20:00. С левого берега брошенные дома, постройки.
Сразу за ГМС участок реки около 10 км почти стоячей воды, который мы всё так же преодолеваем на моторе. Через 1час 10 мин. проходим зимний створ метеостанции: железный трос через всю реку. Здесь р. Цыпа принимает горный характер, течение возрастает, уклон реки увеличивается. На ходу убираем мотор, отвязываем суда друг от друга и тандемом проходим препятствия №1 - №5, которые представляют собой небольшие шеверы, валы до 0.3 метров. Преодолеваем сходу, препятствия читаются с воды.
Встали на ночлег в 21:30 после притока с левой стороны р. Таликит (фото №29), стоянка неплохая, мест для палаток достаточно (для 4-5 палаток).

Ходовой день - №5
Чистое время сплава – 10ч 20 мин.
Пройдено – 105 км.

4 августа
р. Таликит – устье реки Мраморная.
Вышли в 12:15. Погода солнечная, температура около 20 градусов. Препятствия №6 - 9 проходим сходу, хорошо просматриваются с воды, валы 0,3 - 0,5 метров. После, проходим препятствие №10 под ПБ, затем зачалка под ПБ, ориентиром является приток под ЛБ, траверсуем на ЛБ для просмотра препятствий №11 - 12(к просмотру ведёт тропа на ЛБ), они представляют собой валы до 2-х метров; в препятствии №11 с левого и правого берегов бочки высотой 1,5 метра. Проход порогов осуществляется в таком порядке: сначала К-4 (RAFTMASTER), проходит по центру ближе к ЛБ и чалится в улове ЛБ для страховки; затем
К-2(Тритон), проходит под левым берегом (фото №30-32), входя в две бочки и чалится за первым катамараном; последним проходит рафт, идя по центру, взяв все валы (фото №33-35), и чалится перед препятствием №13 под ЛБ. Препятствие №13, после просмотра, проходим тандемом ( фото №36-37), как и прп. №11 - 12, идём по центру: валы до 2 метров, после прохождения чалимся на ПБ.
Прп № 14 – 18. Сходу походным порядком по центру. Валы до 2-х м, расположены хаотично. Через 700м по ПБ устье Б.Алинда - возможное место для стоянки, дневки, рыбалки. На ПБ притока – зимовье. Идём ближе к ЛБ. Чалка у начала небольшого левого поворота, видимого сужения реки, видна пена мощных валов и скальные стенки ПБ - ориентир прп №19 (фото №38). Длина порога 250 м. суммарное падение 3,5 м - самое мощное на реке. Просмотр с ЛБ. Возможен обнос. Сразу за устьем р.Тулкит начинаются прп № 20-24 - простые шеверы с валами до 1, 5 м, практически переходят одна в другую. Под ЛБ много обливных камней. Прохождение сходу походным порядком с взаимостраховкой. Прп. №25 - на левом повороте. По центру - валы и бочки до 2-х м. Под ЛБ относительно простой проход через валы до 1,5 м, но много обливных камней. Проходим сходу в тандемном порядке. Прп № 26 - мощная шевера с валами до 2 м. по всей ширине реки. Под ПБ - 2 мощные бочки. После просмотра, прошли сходу походным порядком. Прп № 27 - прп №34 - менее сложные, но встречаются валы до 1,5 м и хаотичные бочки.
В 18:00 остановились на ночлег в устье р. Мраморная. Здесь ровные площадки в лесу на 6-7 палаток(фото №39-40), и у реки есть место на 3-4 палатки. Удобный подход к воде. Рыбалка здесь не удалась, хотя в отчётах других групп написано, что ловится хариус, ленок. Вечером выходим на связь по спутниковому телефону, сигнал нормальный.

Ходовой день - №6

Чистое время сплава – 4ч. 20 мин.

Пройдено – 35 км.

5 августа
р. Мраморная – р. Цирик.
Вышли в 13:10. Сегодня преодолеваем препятствия №35-49. Препятствия №35 - 46 проходим сходу тандемом с взаимостраховкой, препятствия представляют собой шиверы, перекаты с валами до 2-х метров. После плеса видно сужение реки, это порог №47 осматриваем с ЛБ, Мощный короткий порог не более 100м. Представляет собой валы до 1,8м, по центру бочка 1,5м. Проходим тандемом, страховка с воды. Препятствие №48 проходим сходу(фото №41), походным порядком. Впереди практически сразу начинается препятствие №49, (фото № 42-44,) чалимся под ЛБ. Порог № 49 читается с воды слабо, четких выраженных ориентиров нет!!! Просматриваем высокие косые валы по центру и под ПБ, валы до 2-х метров, за ними бочки до 2-х метров, расположенные в центре ближе к ЛБ и под ПБ в конце препятствия. В середине порога по центру мощный пульсирующий вал около трех метров. Рафт прошёл это препятствие по центру (Фото №45), пробивая валы. Катамараны проходили порог под ЛБ ( под ЛБ много обливников). Было принято решение пройти порог второй раз на К-2 (Тритон), по другой траектории ближе к ПБ, минуя основные валы по центру, но проходя через бочки ПБ. Страховку К-2 осуществляли ниже порога в улове ЛБ. Катамаран обнесли по ЛБ, тропы для обноса практически нет, проход сложен и трудоемок. Проход порога под ПБ достаточно простой, траверсом под ПБ, затем по струе на быстрой скорости, в конце порога пробивая бочку, (фото №46-49) . В 15.30 вышли с порога № 49. Далее идут препятствия № 52-53, несложные шиверы проходили сходу походным порядком. Перед пр№53 правый приток реки Воймокан. Есть хорошее место для стоянки, дневки. Из отчетов других групп есть отзывы о хорошей рыбалке в устье. Препятствия с №54- 66, представляют собой шиверы с валами до 1,5 м, проходим сходу линия движения хорошо читается с воды. 17:20 крест из двух весел (памятник) на ПБ...
За левым поворотом пр № 67, мощная шивера (фото№ 50-52), проходим сходу с взаимостраховкой. Пр № 68 проходим сходу. У скалы ЛБ начинается пр № 69, длинная каменистая шивера, проходим сходу, линия движения читается с воды,(слалом). (Фото№53-55 ).
Проходили их сходу, походным порядком, встречаются бочки до 1,5 метров. Препятствия с №70-87, проходим сходу, иногда встречаются отдельные «веселые» бочки (фото№56-57).
В 19:30 чалимся на ЛБ около р. Цирик. УРА!!!

Ходовой день - №7

Чистое время сплава – 4ч. 50мин.

Пройдено – 45 км.

6 августа
Устье реки Цирик.
Днёвка! Одно из лучших мест для стоянки на реке (фото№56-58). Отличное место - здесь есть деревянное творчество различных туристических групп. Так же здесь дом-зимовье, где есть самое необходимое для туриста: спички, соль и т.д. Баня, расчитанная на 4-6 человек. На этой стоянке можно поставить около 6-7 палаток. Есть тетрадь, уже вторая где оставляют свою запись все туристические группы побывавшие в этом месте. Магическая стоянка, по записи в тетради многие группы задерживаются здесь не на один день. Паримся в бане, отдыхаем от напряженных спортивных дней. Пробуем ловить рыбу, но безуспешно.

7 августа
Устье реки Цирик - пр№118.
Вышли в 14:20. Погода пасмурная, температура около 18гр. Проходим простые шеверы перекаты (препятствия №88 - 95), останавливаемся на рыбалку. По берегам периодически встречаются живописные скалы (фото№59). В 15:55 проплаваем зимовье напротив притока р. Бойме. Видим первого рыбака с моторкой. (мотор серьезный 35л.с.). Препятствия с №96- 117 проходим сходу. Представляют собой несложные шиверы.
Зачалились в 18:30 на против препятствия № 118 перед порогом "Прощай Цыпа". Ставим лагерь на правом берегу. Место не очень удобное, большое кол-во мошкары. Собираем грибы (фото№60). Отдых.

Ходовой день - №8

Чистое время сплава – 4ч.

Пройдено – 36 км.

8 августа
Пр№ 118 – р.Кавокта.
В 10:30 выплыли. Порог "Прощай Цыпа" пр№119 прошли тандемом, с просмотром с левого берега в следующем поряке: К-4 -->
К-2 (Тритон) --> рафт, страховка осуществлялась с ЛБ. Порог в нашу воду особой сложности не представлял, все суда шли по центру через валы и бочки от 1 до 1,5 метров. Под ПБ котёл, при хорошей страховке прохождение через котёл тоже возможно.
В 10:50 проплывали зимовье «стремных» рыбаков-охотников, около 8 человек, поинтересовались откуда мы…
Препятствия №120-144 простые шиверы, перекаты, особой сложности не представляют.
14:00 зачалились на стоянку на ЛБ у притока р. Кавокты, стоянка находится на возвышенности, довольно крутой подъем метров 50. Первая наша стоянка в березовом лесу, есть столик, навес. Пробуем ловить рыбу, Здесь рыбалки нет!!! Вода в реке Кавокта коричневого цвета, русло размыто и перерыто. Вечером пошёл очень сильный дождь, который продолжался всю ночь, и только под утро ненадолго перестал…

Ходовой день - №9

Чистое время сплава – 4ч. 10мин.

Пройдено – 39 км.

9 августа
р.Кавокта – ЛБ река Ципа.
Со стоянки вышли в 10:30. Снова пошёл дождь, который продолжался весь день. Препятствия №145-146, несложные перекаты. Идём в нормальном режиме, натянув на суда тенты!!! Дождь льет как из ведра. По берегам встречаются рыбаки на моторных лодках. В 14:15 останавливаемся на обед, на ЛБ около впадающего ручья, так же это отличная возможность немного согреться! Более менее отогревшись в 15:30 выходим с обеда. Всё по-старому идёт дождь... В 18.00 справа горелый лес продолжается около трех км. В 20:45 чалимся на ночлег, стоянка на ЛБ напротив скалы ПБ, слева пологий каменный берег. Хорошая стоянка в 250метрах от воды: шатёр под тент, столик, костровище. Ставим лагерь, дождь на час прекратился, потом снова полил… Заносим суда к лагерю, на всякий случай фиксируем чалками рафт и каты.

Ходовой день - № 10

Чистое время сплава – 9 ч. 20 мин.

Пройдено – 81 км.

10 августа
Урочище «Восьмерка – р. Витим». Паводок!!!
Из-за сильного дождя, продолжавшегося в течение нескольких дней, вода очень сильно поднялась! В 6.00 утра дежурные срочно подняли всю группу, наши суда уже были в воде на чалках, в 10 метрах от берега, вода уже поднялась до края полаток, суда были привязаны! Принимаем срочное решение на «живца» прыгать в воду и чалить суда, со страховкой с берега! (Фото№61-63). См. видео ролик в приложении. Суда были удачно причалены к берегу, но вода продолжала прибывать, по нашим замерам в 30 мин по пол – метра. Место бывшего нашего лагеря к обеду было полностью в воде (Фото№64-65). Под правым берегом проплыли две рыбатские лодки без людей, идет паводок, много мусора, лес. После обеда принимаем решение, выходить в аварийном режиме т.к. у нас остался один день в запасе. В 15:00 проплываем урочище "Восьмёрка", течение очень быстрое, плывёт лес, стараемся идти на отрицательной скорости. На правом берегу видим группу людей, они кричат и зовут на помощь!!! Быстро чалимся и узнаём, что у этой группы уплыл ночью в паводок катамаран! Принимаем решение оперативно брать их к себе на суда, помогаем им быстро собрать лагерь (их 6 человек в том числе ребенок 8 лет, наши земляки из Москвы). Выходим с «пассажирами» в 15:40.(Фото№66) Течение очень быстрое 12-17км/ч. Идем аккуратно. Пр№147-175 затоплены, вся река представляет собой большой быстроток
В 16:15 впали в Витим, течение около 18 км/ч, несёт брёвна и мусор. Отсюда 14 км Витим течет среди красивейших скалистых берегов. Встречаем местного жителя на моторной лодке, примерно в 20:30, который сообщает нам, что кроме стоянки, которая в 1км от нас, дальше стоянок не будет! Идем в тумане, видимость по берегам затруднена (Фото№67) Принимаем решение останавливаться на этой стоянке - это бывшее зимовье, стоянка хорошая. много места, может расположиться не одна группа. Стоит старый вездеход (Фото№68).

Ходовой день - № 11

Чистое время сплава – 6ч 20мин.

Пройдено – 73 км

11 августа
р. Витим – БАМ.
Вышли в 10:30, делаем связку заводим мотор. Идем полным составом, маневрируя между бревен (Фото№70). За ночь уровень воды в Витиме поднялся еще 1,5 метров. Проходим Бамбуйскую котловину, скорость сплава с учетом мотора до 18-25 км.ч. Проплаваем долину Бамбуйки, широкая – 70 км вверх по течению – крупнейшее в Сибири месторождение нефрита. Сходу проходим шиверы: Большая коса, Широкая речка, Верхняя Тузалинская, в нашу воду затоплены, представляют быстроток гладкой воды с плавными валами. Через пять км. проходим Нижнюю Тузалинскую шиверу. Напротив Сивакской шиверы на левом берегу стоит группа из 4 человек. Таксимская шивера в нашу воду особой сложности не представляла, проходили по центру сходу, маневрируя между плывущих бревен. Проходим Ивановскую шиверу, простые перекаты в скльном сужении, живописное место, виден мост БАМА!!!
К 16.00 доплыли до моста, чалимся в улове ЛБ за мостом, чалка не удобная т.к. идет постоянный сбой струи. Спасательные действия окончены… Антистапель.
Мост БАМА через реку Витим соединяет разные часовые пояса – Читинскую область и Бурятию. На мосту есть сотовая связь, Мегафон, МТС (Фото№71-72 ).
Поезд до Таксимо состоит из одного вагона, ходит ежедневно в 18.45 местного времени.
Собираем вещи, грузимся в поезд до Таксимо. (Фото№73). Время в пути около 3 часов.
Из Таксимо проходящем поездом, до г. Северобайкальск, билеты лучше брать заранее.

Ходовой день - № 12

Чистое время сплава – 5 ч. 10 мин.

Пройдено – 63 км.

12 августа
Утром прибыли в г. Северобайкальск. Отправились на поиски, размещения. Рассмотрели несколько вариантов, решили остановиться на берегу, Байкала на базе ЯХТ - КЛУБА. Место не очень, лучше рассмотреть другие варианты. В итоге выяснилось, что Комету не починили. И до конца сезона водное сообщение с Иркутском прекращено. Задуманный план пересечь Байкал, не реализовался. Прорабатываем запасной вариант, берем заранее забронированные билеты на поезд Северобайкальск – Иркутск. Оставшийся день отдыхаем на Байкале (Фото№ 74-76).

13-14 августа
Поезд Северобайкальск - Иркутск, время в пути 36ч.
15 августа
Прибыли в Иркутск рано утром. Остановились в недорогом, но довольно приличном общежитии, сдаются номера на сезон. Есть кухня, телевизор, душевые. Стоимость 150 руб. с человека в сутки. Свободное время проводим в Иркутске, гуляем по городу, покупаем сувениры.
16 августа
Поезд Иркутск – Москва.








6. Картографический материал.

6.1. Карта масштаба 1:2 (приложение №2)
6.1.2. Схемы участков с отмеченными порогами (приложение №3)

6.1.3. Общая обзорная схема похода.













































6.1.4. Обозначенный маршрут, ночлеги, дневки, даты.


























































































































































































































































































































































































































































































































































7. Сведения о материальном оснащении группы


7.1. Список группового снаряжения:
- Палатки 4 местные – 3 шт.
- Палатка 2 местная – 1 шт.
- Тенты – 2 шт.
- Каны - 4 шт.
- Трос – 1шт.
- Топор - 2 шт.
- Тент групповой – 1 шт.
- Скатерть полиэтил. - 1 шт.
- Рукавицы костр. – 4 шт.
- Походная аптечка - 1 шт.
- Фотоаппарат – 4 шт.
7.2. Список специального снаряжения:
- Компасы – 2 шт.
- Кат 4 – 1 шт.
- Кат 2 – 1 шт.
- Рафт 8 – 1 шт.
- Весла запасные - кат- 2 шт. Рафт - 2шт.
- Насос- лягушка – 6 шт.
- Насос помпа – 1шт.
- Карабины – 6 шт.
- Веревка капр. - 100 м.
- Свечи – 5 шт.
- Карты – 2 компл.
- Фонари – 5 шт.
- Спининги – 4 шт.
- Спасконцы – 4 шт.
- Гидродро-мешки для документов и фотоаппарата - 8 шт.
- Ремнабор – 3 шт. (на каждое судно).
- Спасжилет – 16 шт. производитель фирма Рафтмастер. До 5 к.с.
- Сухой спирт – 2 пач.
- Спутниковый телефон.
Общая масса - 169 кг
7.3Список личного снаряжения
- Рюкзак
- Гермомешок
- Ботинки походные
- Свитер - 2 шт.
- Трико шерст.
- Брюки - 2 шт.
- Анарак
- Носки шерст. - 2
- Носки обычн. - 3
- Белье - 2 компл.
- Миска, ложка, кружка
- Умывальные принадлежности
- Гидрокостюм + сплавная обувь
- Каска – 16 шт.
- Плащ от дождя
Общая масса - 10 кг


7.4 Рекомендации по снаряжению

Безусловно, снаряжение должно отвечать своими характеристиками походам для 4-5 к.с.
Настоятельно рекомендуем всем группам по возможности на время маршрута, а тем более по полной «автономке», брать с собой средство спутниковой связи.
Необходимо наличие в группе не менее 4-х спасконцов, и запасных весел на каждый вид судна.
При подготовке к походу необходимо самым тщательным образом проверить состояние личного и группового снаряжения. Для разжигания костра (под дождем, при наличии намокших дров) очень удобно использовать сухое горючее либо оргстекло, нарезанное полосками.
При проверке личного снаряжения удобно его разделить на четыре группы:
- сплавная одежда (анорак, штаны, ботинки, перчатки);
- одежда для берега (анорак, штаны, ботинки);
- теплая одежда (теплый свитер, штаны);
- одежда от дождя (непромокаемый костюм).
Так же рекомендуем для данного похода брать с собой как минимум два протвеня, решетку для жарки рыбы, побольше муки и масла.
Побольше рыболовных снастей.

Список ремонтного набора:
- Пассатижи – 1
- Отвертка универсальная – 1
- Напильник – 1
- Ткань капрон
- Полотно по металлу – 2
- Клей 3 шт
- Клей резиновый – 3 шт
- Бензин - 0.4 л
- Лента изол. ПХВ - 3 мотка
- Шкурка - 0.3 м2
- Резина - 1 м2
- Проволока нерж. - 5 м
- Иглы - 1 набор
- Нитки капроновые, черн/бел - 2 моток
- Ножницы – 1
- Куски резины - 1 м
Масса общественного ремнабора - 3 кг.

Список походной аптечки
Перевязка:
  1. Бинты большие-7 штук;
  2. Бинты маленькие-10 штук;
  3. Лейкопластырь-10 пачек;
  4. Вата-1 пачка
  5. Ватные диски – 1пачка
  6. Эластичный бинт-2 штуки
  7. Марлевые салф стерильн. - 10 шт
Антисептические средства:
  1. Пантенол-2 баллончик.
  2. Перекись- 3 шт
  3. Зеленка-1 пузырек
  4. Йод-2 шт
  5. Стрептоцид-1 упаковк
Обезболивающие:
  1. Анальгин-2 уп
  2. Темпалгин - 1 уп
  3. Аспирин-2 уп
  4. Цитромон-1 уп
  5. Супрастин-1 уп
  6. Но-шпа-1 уп + 10 ампул
  7. Аллахол-1 уп
Антибиотики, спазмалитики:
  1. Бисептол-2 уп
  2. Левомицетин-5 уп
Сердечные средства:
  1. Валидол-1 упаковка
Желудочные средства:
  1. Фестал-1 уп
  2. Мезим -1 уп
  3. Уголь актевированный – 10 пач
  4. Маалокс – 10 пач
  5. Марганцовка-1 пузырек
  6. Смекта - 3 пач
Мази:
  1. Троксевазин-1
  2. Вишневского-1
  3. Левомиколь-1
  4. Спасатель – 1
  5. Жирный крем – 1
  6. Бен-Гей охлаждающая 1
  7. Фастум Гель разогревающая -1
Капли:
  1. Пиносол-1
  2. Климитидин – 1
  3. Гентамициновые глазные капли - 1
Разное
  1. Ножницы -1
  2. Градусник -1
  3. Нашатырный спирт- 1 пузырек.
Рекомендации по составлению аптечки:
Масса аптечки - 2 кг


    1. Рекомендации по питанию.

Раскладка продуктов была сделана для характерного похода 4 к.с. В меню были добавлены блюда из пойманной рыбы: супы, раба, жаренная, копченная. Так же разнообразили меню из собранных грибов и ягод. Все же вероятность непредвиденных паводковых ситуаций есть, поэтому рекомендуем в любом случае брать с собой на маршрут запасные продукты Н.З. , что характерно для походов 4 к.с.
При наличии в группе разрешенного огнестрельного оружия меню можно разнообразить мясными блюдами из разнообразной дичи, которая на реке в изобилие (птица, лось, косуля).
Крупы пакуются в пластиковые бутылки. На первую треть маршрута можно смело брать хлеб – он не портится, а далее – сухари.

Образец одного дня из похода:
Завтрак – Каша геркулес + 200 гр сух молоко; чай зеленый (или какао); бутерброд с сыром плавленым шоколадным; ¼ яблоко, орехи(или изюм); конфетка.

Обед – Суп из пакетиков( 3 пач по 115гр)+тушенка 2 б+ рис(или вермишель);
Бутерброд с колбасой, бутерброд с салом; чай каркадэ(или кисель); ¼ огурец;печенье.

Ужин – Пюре (растворимый)(или рис, гречка, макароны)+ тушенка 2 бан; бутерброд с колбасой, бутерброд с паштетом;чай черный (или компот), сушки.

8. Выводы и рекомендации.


Маршрут по рекам Ципа-Витим пройден всей группой. В связи с изменением сроков похода, и возникновение паводковой ситуации график движения немного сместился, о чем заранее было сообщено в МКК. Несмотря на сложную паводковую ситуацию, и спасение группы туристов, наша команда в контрольные сроки уложилась.

Природа Забайкалья очень красива, сама река Ципа имеет Три характерных участка, непохожих друг на друга:

- Оз Баунт – ГСМ УЮ.

- Горная Ципа с мощными порогами.

- Широкая быстрая река с высоким течением.

При улучшении условий безопасности рекомендуем всем группам брать с собой средства спутниковой связи. У нас был с собой спутниковый телефон, связь на всем маршруте нормальная.

О заброске на маршрут лучше позаботиться заранее, т.к могут возникнуть трудности с поиском в Чите.

В реке Цыпа очень хорошая рыбалка, необходимо заранее подготовить спиннинги и побольше рыболовных снастей. Рекомендуем потратить пару дней на курорте Баунт, есть что посмотреть…

При среднем и высоком уровне воды характер препятствий, их сложность и прохождение существенно отличаются от описаний в отчете. Необходимо отметить постепенность нарастания сложности препятствий на данной реке. Сначала шиверы 1 – 10, затем мощные пороги 11, 12, далее еще более мощный №19 и затем связка 45–49 – самые сложные пороги реки Ципа.

Вообще маршрут очень разнообразный и интересный. Наша группа впервые преодолевала отдельные гладкие участки реки с использованием мотора, в это что-то есть, рекомендуем и другим группам (см. Краеведческое задание). Впервые увидели такую «дикую рыбалку», ловили даже те кто удочку держал в первый раз. Наша группа получила огромный опыт спасательных работ, впервые за весь многолетний опыт увидели такую паводковую ситуацию (см. Видео ролик в приложении).

Несмотря на теплую воду в реке Ципа до 20 градусов, рекомендуем всем группам брать с собой неопреновые костюмы!!! В случае дождей температура воды в реке заметно понижается…

При планировании пересечения Озера Байкал на «комете», рекомендуем проработать несколько запасных вариантов отъезда на случай отмены «кометы»( у нас так и произошло ).

В целом маршрут был очень насыщенным и интересным, по возможности поедем еще раз.


Список литературы:

1. Отчет о водном походе по р. Ципа группы из Санкт-Петербурга за 2001 г. Руководитель Шкенев Ю.Л.

2. Отчет о водном путешествии по р. Ципа группы туристов из г.Ленинграда за 1978 г. Руководитель Аксельрод Л.А.

3. Владимиров В.Б. Туристские маршруты в бассейне р. Витим. ФИС, 1971 г.

4. Царенков В.С. Северобайкальское нагорье. ФИС 1969 г.

5. Галактионов И.И. Бурятия. Москва, 1959 г.

6. Голубчиков Ю.Н. География и природные ресурсы Сибири ,М 1983г

7. Ендрихинский А.С. Климат Сибири и Забайкалья, Новосибирск, 1983г

8. Райс Р. Основы геоморфологии, М, 1980г

9. Шпалянская Н.А. Вечная мерзлота Забайкалья, М, 1978г

10. Казанцев В.А. С любовью о рыбалке. М, Колосс, 1992г

11. Лопатин Н.В. Записки рыболова. Минск, Урожай, 1980г

12. Обручев В.А. Историко-геологическое исследование Сибири. М,1961г

13. Отчет № 5930 библиотеки МГЦТК за 2004 г. по р.Ципа руководитель Суворов А.В.





  1. Краеведческое задание.

«Краеведческое задание»
Тема: Способы преодоления “гладких” участков на реке Ципа.

1) Вступление, цели работы.

Выбор темы был выбран ещё в Москве. По отчётам предыдущих групп мы сделали вывод, что на этом маршруте очень много гладкой воды, из-за этого можно потерять много времени на прохождение. Предлагаем вам способы преодоления верхнего участка реки Ципа, которые помогут другим группам правильно рассчитать время прохождения гладкого участка реки Ципа.
Целью работы на маршруте являлось полное изучение гладких участков и быстрое преодоление их разными способами. Анализ расхода топлива, мониторинг и т.д.

Краткая справка о забросках.
1.2. Заброски могут быть:

1) Вертолётная заброска до метеостанции Ую:
- Исключается участок гладкой воды в 220 км.
От ГСМ Ую до начало порогов около 12 км, в результате остается короткий участок для «раскатки».
- Слишком высокобюджетный вариант заброски.
- Отсутствие рыбалки верхнего участка реки.
- Из-за нелетной погоды вылет может задержаться.

2) Вездеходная:
- Довольно быстрое преодоление 220 км.
- Если уровень воды в реках большой, то вездеход может не пройти броды, придется ждать падения воды в реках.

3) Гребля по гладкой воде:
- Не нужны затраты, кроме еды на эти дни.
- По дороге можно порыбачить, устроить днёвку на красивых местах и т.д.
- Сплочение экипажей.
- Из-за ухудшения погоды эти 220 км. могут увеличиться до 8 дней.
- Мало мест для стоянок.

4) Преодоление участка на моторных лодках(ке) по договорённостью с местными жителями:
- Довольно быстрое преодоление участка.
- Не надо брать с собой мотор из Москвы.
- Бензин должен быть куплен заранее, так как в самом Баунте его нету, и достать его очень сложно.
- Не всегда есть возможность созвониться с местными жителями и точно договориться.
- Возможно местные скажут слишком большую цену.

5)Со своим привезённым мотором:
- Довольно быстрое прохождение участка.
- Полная независимость от факторов природы. Можно вычислить расход топлива, так как знаем расстояние и лошадиные силы мотора.
- Актуальность прохождения гладких участков.
- Увеличение скорости передвижения на маршруте.

2. Методика работы.
Методика работы заключало в следующем : изучение гладких участков реки Ципы, мониторинг работы мотора в походных условиях, ежедневный расчёт скорости движения группы, расход топлива и оценка технических характеристик на всём протяжении маршрута.

3. Содержание работы, оценка самостоятельной работы.
Таблица и фотоматериалы:
Дни путей
на моторе
Кол-во км.

время

Расход
топлива
Технические
характеристики

1 день

35 км

4часа:00мин

4 л/10 км

Идет обкатка мотора. Скорость не более 5 км/ч.

2 день

30 км

3часа:30 мин

4л/10 км

-

3 день

50 км

4часа:30 мин

6л/10 км

Прошли обкатку мотора. Поменяли масло. Идем на полную мощь (Не рекомендуем, т.к. может сорвать шпонку).

4 день

40 км

3часа:30 мин

6л/10 км

-

5 день

105 км

9часов:00 мин

5л/10 км

Идем со скоростью 4-7 км/ч, мотор работает бесперебоев.

10 день

60 км

6 часов:00 мин

5л/10 км

Скорость достигает до 10-12км/ч

11 день

30 км

2часа:00мин

6л/10 км

Скорость благодаря паводку около 17 км/ч

12 день

50 км

3 часа:00 мин

7л/10 км

Скорость около 25 км/ч, мотор плюс скорость течения.

ИТОГО:

400 км

-

За весь поход израсходовали: 100л бензина

Один раз замена масла, после обкатки (5 литров)


4) Выводы и рекомендации к краеведческому заданию:
Мы рекомендуем часть гладкой воды преодолевать с использованием мотора.
Мы брали с собой мотор в 5 л.с., такой мощности вполне достаточно для передвижения группы в количестве 14 человек. И это не придел всех возможностей мотора.


5)Иллюстрации к краеведческому заданию:

Фото №1







































Фото №2


















































Фото №3

Фото №4

















































Фото №5

Фото №6

















































Фото №7

Фото №8

















































Фото №9

Фото №10

















































Фото №11

Фото №12

















































Фото №13

Фото №14

















































Фото №15

Фото №16


















































  1. Фотоматериал.

Фото №1 Групповая
















































Фото №2, Перелёт

Фото №3, Курорт Баунт

















































Фото №4, Курорт Баунт

Фото №5, Курорт Баунт

















































Фото №6, Горячи источники

Фото №7, Горячи источники

















































Фото №8, Горячи источники

Фото №9, Сбор судов

















































Фото №10, Сбор судов

Фото №11, Сбор судов

















































Фото №12, Горячи ванны

Фото №13, Горячи ванны

















































Фото №14, Погрузка снаряжения

Фото №15, Старт

















































Фото №16, река Верхняя Ципа

Фото №17, Начало сплава

















































Фото №18, озеро Баунт

Фото №19, озеро Баунт

















































Фото №20, Красивый вид

Фото №21, Песчаная коса

















































Фото №22, Песчаная коса

Фото №23, Щуки

















































Фото №24, Андрюша с щукой

Фото №25, Рыбнадзор

















































Фото №26, Стоянка перед конефермой


Фото №27, Закат
















































Фото №28,Обеденная стоянка

Фото №29, Устье реки Таликит

















































Фото №30, Порог №12, Прохождение

Фото №31, Кат 2а в 12ом пороге

















































Фото №32, Порог №12

Фото №33, Прохождение порога №12


















































Фото №34, Бочка в 12ом пороге

















































Фото №35, Пашок работает

Фото №36, Прохождение 13ого порога

















































Фото №37, Порог №13

Фото №38, Выход из порога №19

















































Фото №39, Устье реки Мраморная

Фото №40, Стоянка на реке Мраморная

















































Фото №41, Порог №18

Фото №42, Порог №49

















































Фото №43, Порог №49


Фото №44
















































Фото №45, Рафт в пороге №49

Фото №46, Кат 2а в пороге №49

















































Фото №47

Фото №48, Двойка в бочке порога №49

















































Фото №49, Выход из порога

Фото №50, Препятствие №47

















































Фото №51, Шивера №57

Фото №52

















































Фото №53

Фото №54

















































Фото №55

Фото №56, Цирик

















































Фото №57

Фото №58

















































Фото №59, Скалы

Фото №60

















































Фото №61, Лыжные прогулки

Фото №62

















































Фото №63

Фото №64, Лагерь в воде

















































Фото №65

Фото №66, Спасение группы

















































Фото №67

Фото №68, Вездеход

















































Фото №69

Фото №70

















































Фото №71

Фото №72, БАМ

















































Фото №73

Фото №74

















































Фото №75

Приложение №2


















































Приложение №3


















































Приложение №4 (Обзорная карта)