Контакты

Адрес:
г.Москва, ул.Газопровод, д.4, ДЮЦ «Виктория»

Проезд:
ст. м. Улица Академика Янгеля, далее автобусом N682 до остановки ДЮЦ «Виктория»

Телефоны:
8(495) 518-40-01

E-mail:
victory@madriver.ru

Отчеты


Клуб водного туризма ДЮЦ «Виктория»

 

 

 

 

 

 

Отчет

о водном туристском походе

3  категории сложности по Кольскому полуострову

совершенном с 08.08. по 27.08. 2010 г..

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

                                                                              Маршрутная книжка №177-04/4-317

Руководитель группы:

Кирилюк А. А.

Адрес: Москва, Сумской проезд д.5 к. 3. кв. 47

Контактный телефон: 8 903 275 15 66

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2010г.

Оглавление

 

Оглавление……………………………………………..2

1.                  Справочные сведения о походе……………………..3

1.1.Список группы

1.2.Определяющие препятствия маршрута

 

2.                  Характеристика района и маршрута похода……….7

2.1. Географическое положение

2.2. Туристские возможности

2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута

2.4 Изменения маршрута и их причины

2.5. Сведения о медицинских пунктах, магазинах, телеграфах

2.6. Поисково-спасательные организации

2.7. Туристские организации

2.8. Сведения о музеях и достопримечательностях

Запасные и аварийные выходы……………………………...13

3.                  График движения……………………………………14

4.                  Техническое описание……..………………………..15

5.                  Картографический материал..……………………  24

6.                  Сведения о материальном оснащении группы…..36

7.                  Выводы и рекомендации……………………………39

8.                  Список литературы………………………………….40

9.                  Краеведческое  задание ……………………………. 41

10.             Фотоматериал ………………………………………..53

11.             Приложения……………………………………………

1.Справочные сведения о походе.

 

 

 

 

 

Название  учреждения – ГОУ  ДЮЦ « Виктория»

 

Округ – ЮАО госквы

 

Район похода – Кольский п-ов, - р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки - р. Тумча - Йовское вдхр. 

 

Вид туризма – водный

 

Категория сложности – третья.

Нитка маршрута:  госква - г.Кандалакша – р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки – р. Тумча – пос. Алакуртти – Йовское вдхр. – пос. Зареченск – г.Кандалакша

Протяженность активной части маршрута: 234 км.

Сроки похода – 08.08.2010 – 27.08.2010.

Продолжительность активной части: 12 дней

Номер Маршрутной книжки : 177-04/4-317

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО

Год рож.

опыт

экипаж

Обязанности в группе

1

Кирилюк А.А.

1983

Катунь 4к.с.-р.

Ока-Саянская 4к.с.-р

Рафт-8

Кат-4

Руководитель

2

Филонов А.И.

1987

Катунь-у;

Ока-Саянская 4к.с.-у

Кат 4

Заместитель

3

Малышев Владимир

1994

У: Кольский, Тумча – 3 к.с.

Кат-4

Фотограф

4

Макарова Екатерина

1993

Карелия-У, рхта-3к.с.

Кат 4

Рем. Мастер

5

Теплова Дарья

1992

Саяны рка-Саянская 4 к.с.-У

Кат 2

Фотограф.

6

Мызин Алексей

1995

У: Иркутумча,Саяны-4к.с. Ока-Саянская.

Кат-4

Топограф

7

Акулов Даниил

1992

У: Иркутумча,Саяны-4к.с. Ока-Саянская.

Кат 4

Рем. Мастер

8

Изаак Ольга

1992

Уольский п-ов, Тумча 3к.с.

Кат 2

Рем. Мастер

9

Чухломин Павел

1995

У: Карелия р. Шуя-2к.с.

Кат-4

Хронометрист

10

Малышев Сергей

1995

Карелия руя 2.к.с.-У

Кат-4

Метеоролог

11

Мулюкова Лилия

1993

Уольский п-ов, Тумча 3к.с, Ока-Саянская 4 к.с.

Каяк-1

Кат 2.

Завхоз

12

Маслова Анастасия

1994

Уольский п-ов, Тумча 3к.с, Ока-Саянская 4к.с.

 Кат-2

Краевед

13

Зайцев Евгений

1992

У: Саяны, рркут 3к.с;

Ока-Саянская 4к.с.

Каяк-2

Топограф

14

Федянина Наталья

1993

У: Карелия 3к. с. Тумча-3к.с.

Кат-2

Медик

1.1 Список группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Определяющие препятствия.

 

No

Вид преп.

Катр.

Длина преп.

Характеристика препятствия

Путь прохождения

1

Порог «Первенец»

     3

300 м

Три протоки, правая  полноводная, в сливе зуб, центральная - слив, левая не проходимая.

Проход правой протокой, осмотр с острова или правого берега. Возможно проводка вдоль острова.

2

Порог «Падун»

 3 – 4

500 м

Слева 2мощные бочки, справа несколько сливов с Бочками. По центру большой двухметровый слив с бочкой.

Проходим под левым берегом по основной струе, страховка ниже второго слива под левым берегом.

3

Порог «Двойной»

2

200 м

Валы, камни, косые бочки по всей ширине реки.

Проходим сходу по основной струе, по центру.

4

Порог «Водопадный - 1»

2

200 м

Слив с большим валом по центру реки.

Проход по центру, просмотр с правого берега.

5

Порог «Водопадный - 2»

2

150 м

Небольшой перепад, слив по центру, на выходе  валы 1 м.

Проход по основной струе, осмотр с левого берега.

6

Порог «Кривой»

3

300 м

 Основной слив за крутым левым поворотом, после шиверы.

 Прохождение порога по центру, ближе к правому берегу. Просмотр с ЛБ. Шли по центру со взаимной страховкой. 

7

Порог «Юрьев День»

2

200 м

 Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

 Линия движения читается с воды проходим по центру, страховка с воды. 

8

Порог «Скалистый глаз»

2

100 м

 Мощные валы, небольшие бочки на выходе из порога.

Проходим сходу, по основной струе, страховка с воды.

9

Порог «Надежда»

2

200 м

Две протоки, слева шивера, справа бочки.

Проходим сходу, просмотр с воды.

10

Порог «Подкова»

1-2

100 м

 Перекат.

Прохождение сходу.

11

Порог «Март»

2-3

300 м

Косой слив с бочкой по центру.

Просмотр с левого берега, проход по очередности.

12

Порог «Кошмарики»

2

 250 м

 Каменный остров, слева шивера, справа несколько сливов..

 Осмотр с острова. Проходим правой протокой.

13

Порог «Красивый»

2-3

 300 м

 Мощные шивера, слив с бочкой по центру реки.

 Просмотр с правого берега. Возможен обнос. Проходим под правым берегом, по основной струе. Страховка в конце порога под правым берегом.

14

Порог «Узкий»

2

 100 м

 Слив с бочкой.

 Проходим сходу.

15

Порог «Яма»

3

 350 м

 Сужение реки, слив с бочкой 2-2,5 метра.

 Просмотр с левого берега. Проходим со страховкой по основному сливу через бочку.

16

Порог «Котел»

3-4

 250 м

 Через 800 метров после «Ямы», слив   с пенной бочкой под правым берегом.

 Просмотр с левого берега. Проходим со страховкой в основной слив ближе к правому берегу.

17

Порог «Ночной»

1-2

 100 м

 Шивера.

 Проходим сходу.

18

Порог «Карниз»

4

 400 м

Три протоки, правая и левая – сливы водопадного типа с бочками, центральная – пологий слив.

 Осмотр с левого берега, проходим со страховкой под левым берегом в основной слив.

19

Порог «Каньонный»

2

 100 м

 Валы по центру.

 Проходим сходу, по основной струе.

20

Порог «Змея»

2

 150 м

 Валы, прижим к правому берегу.

 Просмотр с левого берега, проходим сходу.

21

Порог «Шляпа»

3

 200 м

 Две протоки. Прижим, валы, бочки.

 Просмотр с левого берега. Основная протока левая, проход со страховкой, левой протокой.

 

 

 

 

2 Характеристика района и маршрута похода.

 

2.1. Географическое положение, особенности района, имеющие значения для туристов.

 

Общая характеристика: Население, Гидрография, Растительность, Животный мир.

 

 Кольский полуостров расположен на северо-западе Европейской части России, входит в Мурманскую область. На севере омывается водами Баренцева моря, на юге и востоке – Белого. Западной границей Кольского полуострова принимается меридиональная впадина, протянувшаяся от Кольского залива по долине р. Колы, оз. Имандра и р.Неве до Кандалакшского залива. Протяжённость Кольского полуострова с севера на юг около 300 км, с запада на восток – около 400 км. Площадь ­ около 100000км2. Местоположение определяет природные особенности района: продолжительная зима, половодье в конце мая - в начале июня, короткое (с середины июня до середины августа) лето. Летом здесь белые ночи. Погода в этот период неустойчивая, преобладают пасмурные и дождливые дни, но в иные года может быть солнечно и сухо. Средняя температура июля +15-17о С.

Очень развита гидрографическая сеть: густая речная сеть, множество болот и озер, замкнутых и соединенных протоками в огромные системы. Реки этого района имеют преимущественно дождевое питание. Сток рек регулируется озерами, из-за чего дождевые паводки слабо выражены и растянуты во времени. Порожистые участки крутого падения, как правило непротяженные, перемежаются протяженными плесовыми участками и озерами. Значительная часть района заболочена (поверхность болот составляет 30% от всей поверхности района). В реках водится много рыбы – хариус, форель, кумжа, щука, плотва и др. Много кровососущих насекомых — гнуса, мошки, комаров. На Кольском полуострове водятся таежные и тундровые животные: медведь, волк, заяц, куница, лисица, белка, лось, северный олень, росомаха, песец, лемминг-пеструшка. Растительный мир разделен на три зоны: тундровая, лесотундровая и лесная. Маршрут похода проходит по лесотундровой зоне. Характерная растительность - березовое криволесье с примесью ели и низкорослой сосны, различные виды кустарников, мхов. В сравнительно сухих местах почву и камни толстым слоем покрывает ягель. Обширны ягодники (брусника, морошка, голубика, вороника), и очень много грибов (подосиновики, подберезовики, волнушки, сыроежки).

Полуостров населяют русские, украинцы, белоруссы, саами, коми-ижемцы и ненцы. Плотность населения невысокая, до 70% его сосредоточено в городах. Район путешествия населен слабо, особенно вдали от Мурманской железной дороги и крупных рек и озер.

Бассейн реки Тумча расположен в юго-западной части Мурманской области (Россия), в заполярье, вблизи Финской границы. Местность представляет собой непроходимую тайгу с многочисленными невысокими сопками, озёрами, реками и ручьями. Грунта, как правило, нет; преобладают мхи и скала. По берегам реки Тумча и её притоков распространены смешанные еловые и лиственные (осина, берёза) леса. Река Тумча имеет ширину на плёсах около 100 метров, между порогами течение слабое, встречаются мели. Дно реки каменистое (на плёсах иногда илистое), русло - мало извилистое, иногда заболоченное.

 

 

2.2. Туристские возможности района: 

 

На Кольском полуострове, «крае ста тысяч рек и озер», природа создала уникальные возможности для туризма. Здесь возможны практически все виды туризма, кроме "пляжного" – спортивная рыбалка, охота, водный, горный туризм, альпинизм, горнолыжный спорт, кайтинг, пешие, лыжные и велосипедные походы. Разнообразие природных условий создает необозримое множество туристических возможностей. Соседство тундры, лесотундры и лесной зоны позволяет познакомиться с растительностью, животным миром сразу двух или трех природных зон. Можно провести поход по горным районам и по обширным равнинам, зимой проложить лыжню через заснеженные перевалы, а летом проплыть в легкой байдарке через бурные пороги. Обилие рек и озер позволяет организовать разнообразные водные путешествия. На реках, отличающихся протяженностью и экстремальностью, можно приобрести опыт прохождения сложных порожистых участков, подъема против течения, преодоления галечников, перекатов, извилистых лесных ручьев. Для горного туризма, альпинизма и горнолыжного спорта большой интерес представляют Хибинские горы – излюбленное место туристов. Это первый в Заполярье альпинистский район, где была проведена классификация маршрутов, от учебных до самых трудных. А зимой склоны гор Айкуайвенчорр и Кукисвумчорр превращаются в горнолыжные стадионы с прекрасными трассами для слалома и фристайла, трамплинами.

На Кольском полуострове немало экскурсионных объектов. Прежде всего это города  Мурманск, Мончегорск, Кировск, Кандалакша, Кола, Печенга, где можно увидеть интересные  исторические и культурные памятники,  посетить краеведческие и геологические музеи, природные заповедники, а также побывать на живописном Иовском водохранилище, которое само по себе является необъятным туристическим маршрутом.

 

 

2.3. Варианты подъезда и выезда с маршрута:

Данный маршрут, является одним из самых простых вплане заброски.

Туда: из Москвы поездом, Москва – Мурманск до станции Кандалакша. Далее заказным автотранспортом (лучше автомобилями УАЗ, т.к. заброска проходит по району, не для легковых машин) до пограничного поста, на посту встречает местный водитель на автобусе повышенной проходимости, и довозит до реки Ватсиманйоки (место брода). Если рассматривать сплав от Алакуртти, то вообще никаких проблем можно доехать, на рейсовом автобусе, или на любой заказанной машине.

 

 Обратно: из пос. Зареченск так же заранее заказанным транспортом до города  Кандалакша около 3-4 часов. Есть транспорт и в Зареченске, местные предлагают свои услуги. Но лучше договориться заранее. Из Кандалакши, на любом поезде сообщением до Москвы.

 

Для осуществления сплава по данному району, необходимо оформить заранее пропуск у пограничников, который дает право на нахождение и передвижение по приграничному району. Иначе без пропуска, вас просто не пустят на реку.

По оформлению пропуска и заказом автотранспорта мы воспользовались услугами местной туристической организации, заранее из Москвы, по Интернету (Электронный адрес: www.kolvica.ru или в яндексе – КОЛВИЦА-ТУР).

На протяжении всего сплава встречается один населенный пункт –  Алакуртти. В поселке есть почта, телеграф, телефон, сотовая связь (МЕГАФОН). Продуктовые магазины, аптека.

2.4. Изменения маршрута и их причины:

Маршрут не был изменен, прошел в соответствии с заявленной категорией.

2.5. Сведения о медицинских пунктах, магазинах, телеграфах:

 Кандалакша: Мед.пункты: ЦРБ гандалакши (ул.Чкалова, д.61, тел.(815-33)7-12-33); скорая мед.помощь Кандалакшской ЦРБ (тел.(815-33)2-44-10). Магазины: супермаркеты «Евророс», «Авоська», сеть мелких магазинов, некоторые работают круглосуточно, разнообразный ассортимент продуктов. Отделения связи: 7 отделений почтовой связи и телеграфа, одно из них на Автовокзале.

 

Ковдор: На ж/д станции Ковдор в здании вокзала есть телефон, медпункт. Есть продовольственные магазины. Ассортимент в них достаточно беден, цены значительно выше чем в Москве.

 

Алакуртти: Медпункт, рынок, несколько продовольственных и хозяйственных магазинов на левом берегу реки. Есть пункт связи, он находится в финском поселке. Работать начинает с 10 утра.

 

Зареченск: В поселке есть телефон, телеграф, магазины.

 

2.6. Поисково-спасательные организации

 

Мурманский поисково-спасательный отряд - филиал Северо-Западного регионального поисково-спасательного отряда МЧС России:  184000, г. Кировск, ул. Советской Конституции, д.3., тел.(815-31) 5-88-95.

 

Поисково-спасательное подразделение: 183027, г. Мурманск, ул. Радищева, д.38, тел. (815-2) 25-94-42, 8 (911) 307-87-73.

 

Мурманский ПСО. 183031 гурманск, ул.Полярный Круг, д.11, тел./факс (8152) 56-47-51. Мигалкин Леонид Васильевич.


Кандалакшский ПСО. гандалакша, ул.Первомайская, д.9., тел. (81533) 2-35-37, (81533) 2-35-37, Нурдаев Геннадий Иосифович.

 

 

2.7. Туристские организации:

Управление образования Кандалакшского р-она, улервомайская,34: 

- Главный специалист отдела общего и дополнительного образования, тел. (815-33) 9-21-91.

- Отдел по физической культуре и спорту, начальник отдела, тел. (815) 9-67-85.

 

2.8. Сведения о музеях и достопримечательностях:

 

гандалакша: 

- Музей Кандалакшского природного заповедника

- Музей истории города Кандалакша

- Кандалакшский лабиринт, названный поморами «Вавилон» — памятник древности, представляющий собой спирали, выложенные на земле небольшими камнями.

- Окатьева гора и ущелье «Железные ворота» - каменный коридор длиной 150м, в котором совершались древние таинства и обряды.

- Сейды — священные камни, в которых, по преданиям народа саами, населявшего в древности нынешний Кандалакшский район,  жили почитаемые духи шаманов.

- Звенящие камни, издающие при ударе по ним ярко выраженный металлический звон, являлись объектом поклонений в глубокой древности.

- Лечебные грязи Палкиной губы, обладающие высоким целебным эффектом.

 

послакуртти:

- скалы Хирвеякаллио высотой около 100м. в средней части озиваярви;

- грандиозный каньон с озерами Пюхяярви, Ниваярви и рутсайоки;

- ущелья Пюхякуру и Рускеакуру;

- водопад Янискенгас в среднем течении рутсайоки.

 

посареченск:

- Иовское водохранилище.

 

 

 

3. Организация похода.

 

 

 

 

Обоснование выбора маршрута:

 

Изначально мы планировали поход на Камчатку, но в связи с недостатком финансирования, как более бюджетный и спортивный вариант рассмотрели румча. Наша группа в 2007 году уже была на данном маршруте: красота Кольского п-ва, мощные и техничные пороги, хорошая возможность для тренировочного процесса, и совершенствования техники водного туризма, разнообразность препятствий все это достаточно впечатлило нашу группу, поэтому при рассмотрении альтернативы решили несомненно на Тумчу.

Критерием и подтверждением выбора данного маршрута являлось участие команды в первом этапе Первенства города Москвы в соревнованиях на реке Мста. А так же опыт у участников похода от 2 до 4 к.с. 

 

 

  

Запасные и аварийные выходы:

Рекомендуем всем группам использовать средства спутниковой связи, которые широко распространены в наше время, (как вариант взять в аренду спутниковый телефон, примерно 500-600 руб в сутки). В случае аварийной или чрезвычайной ситуации почти 100% связь!!!

На верхнем участке ратсиманйоки - р.Тунсанйоки, практически нет вариантов выхода, самый простой вдоль реки до Алакуртти, там есть связь, медицина, простой выход с маршрута. От Алакуртти практически до порога «Кривой», идет  лесная дорога, по которой может проехать транспорт повышенной проходимости, на пороге «Кривой», на сопке берет сотовая связь «Мегафон», в случае необходимости можно вызвать помощь. От порога «Кривой» до впадения рутсайоки самый длинный автономный участок, без связи и дорог. В случае необходимости, есть выход на впадении правого притока Кутсайоки, вверх по течению реки 1км до первого порога и далее по хорошей тропе 1,5 км, до дороги. После порога «Шляпа», стоят катера, в случае экстренной необходимости за 6 часов доставят до Зареченска. На Йовском вдхр, связь только за 10 км. До Заречинска. Иногда проходят рыболовные моторки. В Зареченске есть связь, мед пункт.

 

 

4. График движения.

 

дата

Участок пути

км

Способ передвижения

Время

Метеоусловия

1

08.08-09.08

Москва-Кандалакша

-

Поезд

32 часа.

-

2

10.08

г. Кандалакша

-

УАЗ

6 часов

15 С; Облачно, дождь

3

11.08

р. Ватсиманйоки

12

катамараны

2ч30м

16 С; Облачно

4

12.08

Дневка

-

-

-

18 С; солнце.

5

13.08

р. Ватсиманйоки-рунсанйоки

34

Сплав

6ч:30м

15 С; солнце,

6

14.08

р. Ватсиманйоки – г. Алакуртти

20

Сплав

4ч:20м

18 С; облачно

7

15.08

г. Алакуртти-порривой

25

Сплав

6ч:30

12 С; солнце

8

16.08

Дневка, порривой

-

Сплав

-

14 С; Солнечно

9

17.08

Порривой-п.Кошмарики.

16

Сплав

1ч:50

12 С; Облачно

10

18.08

порошмарики-пор. Красивый

5

Сплав

1ч:20М

14 С; Облачно.

11

19.08

пор. Красивый-порма

9

сплав

1ч:10м

15 С; Облачно.

12

20.08

Дневка

-

-

-

17 С; Солнце

13

21.08

порма- пор.Котел

1

сплав

0ч:30м

17 С; солнце

14

22.08

поротел-пор.Змея

25

Сплав

2ч:30м

18 С; Пасмурно.

15

23.08

пормея- оз. Щучье

15

Сплав

3ч:00м

15 С; Пасмурно.

16

24.08

оз. Щучье- Йовское вдхр

35

Сплав

4ч:30м

14 С; Облачно, ветер.

17

25.08

 Йовское вдхр

28

Сплав

05ч:30м

12 С; Солнце.

18

26.08

Йовское. Вдхр-Зареченск

8

Сплав

2ч-30м

15 С; Пасмурно

19

26.08-27.08

Кандалакша-Москва

-

Поезд

32ч:00м

Дожди.

 

 

 

 

 

 

5. Техническое описание.

 

 

08.08-10.08.Поезд Москва-Кандалакша.

 

10.08. Ходовой день№1

(г. Кандалакша – р. Ватсиманйоки)

Прибыли в город  Кандалакшу в 8 утра, отметили маршрутные документы о прибытии. По сравнению с 2007 годом город изменился: развитая сеть магазинов, связи, только дороги те же Дождались открытия магазинов, закупили необходимые продукты на маршрут.  В 10.00 подъехал заранее заказанный транспорт (УАЗ-буханки) . Погрузили снаряжение выехали на реку Ватсиманйоки. По дороге первая машина пробила колесо, остановились на два часа на замену. Народ отправился в  лес за грибамиВ 16:00 выехали дальше, идет дождь, погода градусов 18, и это радует, так как в Москве по прежнему все 35-40 и дым… В 17.00   были уже на блок - посту приграничной зоны. Пропуск был оформлен нами заранее, поэтому особых проблем по пропускному контролю у нас не было. Пограничники проверили все документы, сверили со списками группы, провели «условный» инструктаж. На посту нас встречал уже местный водитель на автобусе

 « ПАЗ». (Теперь из Кандалакши на Ватсиманйоки возят до пограничного поста, там перегрузка снаряжения, и до реки). Перебросили снаряжение в автобус, далее после четырех часовой заброски по бездорожью, мы, наконец, прибыли на стапель реки Ватсиманйоки. Довольно живописное место, правда, рядом проходит дорога (в брод), но видимо на ту сторону давно никто не ездил (фото№1). Встали на стапель ниже по течению в 200 метрах от грунтовой дороги.  Большое количество грибов, моросит дождь…

 

 

11.08. День № 2

( р. Ватсиманйоки).

 

08:00- подъем группы, приготовления завтрака. Сборка катамаранов, подготовка снаряжения  к сплаву. Погода хорошая.

После обеда грузим снаряжение упаковываем продукты.

16:00- сплав по реке Ватсиманйоки.  По сравнению с 2007г. уровень воды оцениваем как средний, периодически встречаются перекаты. Берега поросшие лесом, заболочены.

По ходу преодолеваем три небольших завала, бревна  принесшие паводком.

18:30 Чалимся на правом берегу, хорошая стоянка 50 метров от реки. Большое изобилие грибов и ягод (фото№2). Пробуем  ловить рыбу, безуспешно…

 

Чистое время сплава – 2ч. 30мин.

 

Пройдено – 12 км.

 

 

 

 

 

12.08. День № 3

Дневка.

 

9.00 – Подъем группы. Решаем сделать дневку. Погода хорошая,  проводим тренировки по технике туризма. Распределяем и упаковываем оставшиеся продукты, пробуем ловить рыбу. Хорошее место для стоянки, ровные площадки для палаток, большое кол-во грибов, ягод. (фото №3-4.)

21.00 Ранний отбой.

 

Чистое время сплава 1– ч. 30мин.

 

Пройдено – 0,5 км.

 

13.08.  День4

(р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки)

08:00 Подъём. Позавтракали, частичные попытки порыбачить – без вариантов, ни одной поклевки. Погода облочная, собирается дождь, температура воздуха около 16 - градусов.

Вышли на воду в 14.00 мель, проходим с ходу. Далее временами встречаются мелкие островки, протоки, линия движения читается с воды. Берега заболочены, поросшие смешанным лесом, мест для стоянок практически нет.

14:05 Правый приток, плохо заметный с воды. 15:40 разрушенный мост, рядом проходит лесная дорога… 

16.30 Впадение в р.Тунсанйоки. Поворот налево, ширина реки до 200 метров.   

На данном участке река не имеет спортивного характера течение практически отсутствует.(фото № 5)  

17.50 Чалимся на большой остров, правая протока еле заметна основная левая.

Не плохое место для стоянки, есть туристическая баня (каменка), хорошее место для купания. Делаем перекус, отдыхаем. В 18.05 вышли с острова. На правом повороте небольшая шивера, проходим сходу. После шиверы на правом берегу виден  лагерь рыбаков. В 18.20 не большой порожек под правым берегом проходим сходу.

В 21.30 встаем на стоянку на высоком скалистом правом берегу. Очень живописное место. Хорошее место для стоянки, есть место для  бани Единственный недостаток, за дровами необходимо забираться на высокий правый берег (фото№6).

 

 

 

Чистое время сплава:  6ч.40мин.

 

Пройдено – 34 км.  

 

 

14.08.  День №5

(р. Ватсиманйоки – г. Алакуртти)

Подъем группы в 8.00. Погода облачная, температура около 12 градусов.

Вышли в 10.00, начало участка с большим количеством шивер и перекатов, которые трудно сочетаются и отделяются друг от друга. В 10.20 участок шивер, 10. 22 остров проходим правой протокой.  В 10.55 - приток слева, зачалились набрать воды. Погода улучшается светит солнце. 11.10 большой остров, проходим слева. Периодически встречаются шиверы. 11.45 Приток на правом берегу. Далее шиверы. 12.20 Остров, проходим правой протокой. 13.30 встречаются песчаные откосы с левого берега.  Далее вдоль левого берега идет дорога практически до самого поселка Алакуртти. 14.20 зачалились на высоком правом берегу. До Алакуррти окло 8км. Неплохая стоянка на проселочной дороге, (дорога не проезжая, осталась после очистки военными от снарядов войны..) есть несколько мест под палатки. Можно сделать баню. Решаем ставить  лагерь, так как планировали закупиться продуктами в Алакуртти, это минимум часа два. Да и к началу прохождения порогов необходимо подойти к первой половине дня… После обеда решаем осмотреть окрестности нашей стоянки, судя по нашим наблюдениям здесь проходила оборонная линия во время войны. Рядом со стоянкой обнаружили несколько оборонных точек, дальше в лес есть огневые рубежи (см. краеведческое задание  стр. №). Для страховки рекомендуем далеко от лесной дороги не ходить! За ужином поделились впечатлениями… Неожиданно к нашему лагерю  подошла  лиса, по видимому очень голодная, решили аккуратно покормить «браунгшвейской» колбасой и остатками каши… (фото №7,8.) Очень необычное место… Решаем все продукты разобрать по палаткам, «может кто еще из лесных обитателей подойдет»…(фото№9)

 

Чистое время сплава:  4ч.20мин.

 

Пройдено – 20км.  

 

 

 

15.08.  День №6

(г. Алакуртти-пор.Кривой. )

Подъем дежурных в 8.00. Погода солнечная, но ветрено и прохладно. Вышли в 10.00, по ходу встречаются мели, траектория движения читается с воды. 10.45 виднеется первое строение с левого берега. Река на данном участке  представляет большой плес шириной 350-400 метров, который продолжается до первого моста в  Алакуртти, берега поросшие кустарником мест для стоянок нет. Отдыхаем по ходу сплава… В 11.00 впереди виднеется труба с черным дымом, окрестности Алакуртти. В 13.15 виден первый мост Алакуртти, сразу за мостом начинается шивера порога «Первенец». Для просмотра порога необходимо зачалиться за мостом на правый берег, в середине заходной шиверы. В 13.20 чалимся на правый берег для просмотра порога.

 Порог «Первенец»2-3к.с. представляет собой три протоки, осмотр правой протоки с правого берега, осмотр центральной с острова. Основная правая протока представляет собой несколько сливов чередующихся с небольшими бочками. При заходе с правого берега в малую воду большой зуб, нужен четкий заход и маневр иначе есть вероятность повредить суда.

 

 После осмотра решаем идти ближе к правому берегу минуя зуб.

Первым проходит направляющий кат4 (Рафтмастер), встает на страховку под правым берегом, далее все остальные катамараны.(фото№10-15) Из-за возможности переворота на «зуб» каяки решаем обносить. После успешного прохождения чалимся за вторым мостом после порога «Первенец» на правый берег.  13.40 делаем перекус, часть группы отправилась за продуктами в магазины. В Алакуртти берет сотовая связь «мегафон», билайн и МТС остались в Москве… В магазинах широкий ассортимент, практически все продукты в наличии, есть хозяйственный магазин и аптечный пункт. Докупили хлеб и запланированные продукты, в 15.00 вышли на сплав.  После плеса на левом повороте виден порог «Падун».

В 15.05 чалимся на правый берег перед порогом для просмотра. Порог «Падун» (3-4к.с.), (фото№16)  представляет собой две протоки разделяющиеся скальным  островом. В левой два слива с бочками, справа несколько небольших сливчиков с прижимом под правый берег. После просмотра  решаем идти левой протокой, после второго слива ставим на страховку двух «марковщиков». Первым прохоит Кат-4 «Россияне», и встает на страховку вместо «марковщиков» под левым берегом ниже второго слива. Затем последовательно проходят осталные суда (фото№17-20).

В 15.30 ушли с «Падуна», погода солнечная, внизу порога хороший вид (фото№21). В 15.40 шивера проходим сходу. 15.45 порог «Двойной»-2к.с., начинается сразу на правом повороте реки. Осмотр с правого берега. Представляет собой не большие валы, камни, косые бочки. Проходим с ходу.

15.55 порог «Каменистый». На левом повороте сразу после порога видны остатки большого каменистого моста. Проходим сходу, маневрируя между камней. В 16.00 порог «Водопадный - 2к.с. Порог начинается небольшим зигзагом реки сначала на лево, потом на право. Осмотр с правого берега, представляет собой слив водопадного типа 1,5 метра, проходили сходу тандемом, страхуя с воды с интервалом 30 метров. 16.20 порог «Водопадный-2» проходим сходу. Возможен осмотр с левого берега. За порогом есть стоянка, но не рекоменуем останавливаться, так как по тропам и дорогам ходят местные рыбаки… Зачалились после порога на отдых.

Вышли в 16.30, дальше до порога «Кривой», нормальных стоянок практически не будет, берега густо поросшие лесом, либо кустарниками. Течение на реке практически нет, ширина достигает 350 метров. 17.10 быки разрушенного моста, вдоль левого берега идет грунтовая дорога,  сквозь кустарник видим еле проезжающую «ниву» рыбаков. 19.30 чалимся на левом берегу перед порогом «Кривой»-3к.с. (фото№22)Ориентиры: Остров, слева входная шивера, главный слив за крутым левым поворотом. Разгружаем катамараны и обносим вещи вниз за порог. За порогом хорошая стоянка на левом берегу. (фото №23)

После осмотра, проходим порог под левым берегом в слив (фото№24)  сначала (первая) двойка, затем кат-4 «Рафтмастер», при прохождении повредили раму и шкуру, прохождение остальных суда оставляем на следующий день.

  

Чистое время сплава: 6ч.30мин.

 

Пройдено – 25км.

 

16.08.  День №7

( пор.Кривой. )

Дневка.

10:00 Подъем дежурных. Ремонтируем 1-двойку и четверку (последствия вчерашнего слива под левым берегом.)

Делаем баню, проводим тренировки по ТВТ.(фото№25,26) Погода отличная, светит солнце. 12.00 порог «Кривой» представляет собой, заходную шиверу и мощный слив водопадного типа под левым берегом, по центру обливные камни, основной проход по центу далее траверсом под правый берег, в основную струю через бочку, и на выходе пробивая небольшие валы. Начали прохождение и катание на пороге «Кривой». Пробуя разные варианты прохождения, со страхующим катамараном ниже порога под левым берегом (Фото№27-32).  В 16.00 готовим обед  (фото№33).  К вечеру подошла еще группа на двух катамаранах, из Тулы… 20.00 Баня!!! Ужин, отбой…

 

 

17.08.  День №8

(пор.Кривой- пор.Кошмарики )

 

10.00 Подъем группы, завтрак. Подготовка судов, снаряжения к продолжению сплава. Сбор лагеря, погода облачная, прохладно.  Вышли в 12.00 через 10 мин, шивера, далее небольшое ветвление реки, шли правой протокой. В 12.25 Порог «Юрьев День» 2к.с. Ориентиры: скала на правом берегу, по обоим берегам обрушенные быки моста. Проходим сходу по входной шивере, затем небольшой слив с плит, заканчивающийся бочкой. За порогом на левом берегу хорошая стоянка. В 12.35 несколько шивер, сразу за шиверами порог «Скалистый глаз» 2к.с. Представляет собой несколько валов, на выходе шивера. Проходим сходу по основной струе, стаховка с воды. В 12.45 порог «Надежда» 2к.с. Ориентиры: остров. Походим сходу, справой стороны. Заход по основной струе пробивая бочку и входя в небольшой слив, просмотр сходу. 13.00  порог «Подкова» 1к.с. В нашу воду небольшой  перекат в середине русла. В конце порога хорошая стоянка. В 13.20 подошли к порогу «Март» 2-3к.с. Ориентиры: остров и большие камни. Просмотр с левого берега. Порог представляет собой слив с косой бочкой, проходим со страховкой с берега, далее поочередно остальные экипажи (фото№34-36).

В 13.30 идем дальше, в 13.40 перекат. 14.00 остров с каменным берегом, две протоки, порог «Кошмарики » 1-2к.с. Слева шивера, справа два сливчика. Чалимся на стоянку за островом. Ставим лагерь, неплохое место, но дров маловато.

 

Чистое время сплава:  1ч.50мин.

 

Пройдено – 16км.

 

18.08.  День №9

( пор.Кошмарики-пор. Красивый)

 

10.00 Подъем группы, завтрак. Сбор лагеря, погрузка снаряжения. В 13.00 вышли на воду, погода облачная,  ожидаем дождь, в 13.30 перекаты, множество проток, в протоках порожки. проход по основной струе, линия движения читается с воды. Берега густо поросшие смешанным лесом. Слив, после слива через 200 метров начинается порог «Красивый». Чалимся после заходной шиверы под правым берегом. Минуя стоянку на правом берегу. В 13.50 небольшой слив, после слива через 200 метров начинается порог «Красивый». Чалимся после заходной шиверы под правым берегом. На стоянку на правом берегу. Хорошее место. Есть место для баньки, и купания. 

Порог «Красивый» 2-3 к.с. Ориентиры: сужение реки, отличная стоянка на правом берегу. Порог представляет собой, мощный слив с тремя бочками. Первая - небольшая; вторая побольше по центру реки ближе к правому берегу, в большую воду, возможен оверкиль; третья - небольшая косая бочка, проход, по центру пробивая основную бочку с выходом на струю. Просмотр по правому берегу. Удобная страховка с воды в улове правого берега, после порога. Проходим, по очереди, страхуя друг друга с воды в улове правого берега  (фото№37). В 14.10 ставим лагерь на хорошей стоянке перед порогом. Катаемся на «Красивом». Пробуем ловить рыбу, пока безуспешно…

 

Чистое время сплава:  1ч.20мин.

 

Пройдено – 5 км.

 

 

19.08.  День №10

(пор. Красивый-пор.Яма)

 

В 11.00 завтрак, сбор снаряжения. 13.00 вышли с «Красивого», по ходу встречаются плесы, чередующиеся небольшими шиверами, проходим сходу.

В 13.50 порог «Вечерний» 2к.с. Проходим с ходу, справа от острова, просмотр с воды. В14.05 порог «Узкий» 2к.с. Проходим сходу, сразу за «Узким» плес 150 метров, чалимся под левый берег, перед порогом «Яма».

Разгружаем суда, обносим вещи на нижнюю стоянку левого берега.

Порог «Яма» представляет собой сужение реки, мощный слив с большой бочкой  по центру. На выходе несколько валов, в конце порога большой плес. После просмотра порога, принимаем решение проходить  на разгруженных судах, выставив страховку с берега ниже по течению на левом берегу. Первым на прохождение пошел направляющий экипаж катамарана 4- «Рафтмастер», затем вторая двойка (фото№38-43 ). Затем остальные экипажи. Все прошли успешно.

Чистое время сплава:  1ч.10мин.

 

Пройдено – 9 км.

 

20.08.  День №11

(порма)

 

Днёвка

10:00 Подъем группы. Светит солнце погода отличная (фото№44-46.)  После завтрака, решаем обкатать «Яму» разными экипажами,  страховку проводили катамараном 1-двойка. Страховку лучше ставить в середине порога под левым берегом, есть хорошее улово. 12. 00 тренируемся на «Яме», пробуем прохождение разными экипажами (фото№47-55). Хорошее место,  после тренировок, делаем баню. Пробуем ловить рыбу, пока безуспешно…

 

21.08.  День №12

(порма- пор.Котел).

 

10.00 завтрак, общий подъем группы. Продолжаем тренировки на пороге «Яма», на двух двойках,(фото№56,57) со страховкой катамараном-4 «Россияне» ниже основной бочки. 13.00 обед, сбор лагеря, вторая четверка «Россияне», на закрепление проходит еще  раз «Яму»(фото№58). Отличное место, удобное для заноса судов и катания на пороге, другим группам советуем при планировании маршрута по «Тумче», пару дней заложить на тренировки на пороге «Яма».

В 15.00 ушли с порога.(фото№ 59,60) Через 800 метров плеса, начинается порог Котел -4к.с. Пробуем ловить рыбу перед порогом, пока ни одной поклевки. В 15.20 чалимся на левый берег перед порогом «Котел». Мощный, красивый порог, требующий четкого захода и слаженной работы экипажа. Разгружаем суда, ставим лагерь на отличную стоянку на высоком левом берегу, есть место для бани. Вокруг стоянки туристический музей, много разных поделок, и надписей, сделанных другими группами.

Порог «Котел», (фото№61) представляет собой крутой слив под левым берегом с косой бочкой, которая сбивает и прижимает к скальному левому берегу, по центру обливные скальные зубья, под правым берегом относительно простой проход, по небольшим валам ближе к скале правого берега. На выходе шивера.

Готовимся к началу прохождения порога. Выставили страховку ниже порога кат – 2 «второй», и «марковщиков» на скальнике  левого берега. Первым проходил кат-4 «Россияне», по основной струе далее под левый берег, пробивая косую бочку на выходе цепляясь за нее, с чалкой к страхующему экипажу(Фото№62). Прошли успешно, далее по такой же траектории прошли остальные суда,(Фото№ 63-70) на последнем заходе второй двойки при прохождении бочки выбило правого гребца, спасработы не понабились, «очень оперативно вернулся на свое место»…(фото№71,72).

20.00 Ужин, отбой…

 

 

Чистое время сплава:0 ч. 30мин.

 

Пройдено – 1км.

 

 

 

 

 

22.08.  День №13

(поротел-пор.Змея).

 

09:00 Подъем дежурных, завтрак. Сбор лагеря. В 11.00 вышли, река расширяется через 10 минут, впадает правый приток реки Кутсайоки, далее 50минут гребли по гладкой воде, погода пасмурная, ветрено. На данном участке реки мест для стоянок нет, берега реки густо поросшие смешанным лесом. В 12.05  порог «Ночной» 2к.с. Проход сходу ближе к правому берегу, на выходе небольшие валы. Через две минуты виден порог Карниз-4к.с. Ориентиры: каменный остров ближе к левому берегу, начинается сразу за «Ночным»… Чалимся на левый берег для просмотра порога, очень красивый и мощный порог, с разными вариантами прохождения, делаем прекус, выбираем траекторию прохождения. По обоим берегам есть неплохие стоянки для размещения нескольких больших групп, единственный недостаток это отсутствие дров, и в высокий сезон большая массовость групп, так  как здесь останавливаются  группы и с Кутсайоки и Тумчи…

Порог «Карниз» делится на  три варианта прохождения. Слева слив с плит, водопадного типа. Справа две протоки: правая крутой слив с пенным котлом, левая пологий слив с косым валом в центре. Далее слияние всех проток в конце выходная шивера с валами 1,5 метра. Проходим левой протокой, прыгая в слив, пробивая бочку,  с зачалкой на страховку в улово левого берега. Страховку проводили с воды и с берега одни катамараном, послеовательно. Каяки решили обнести. Все суда прошли успешно (фото№73-75). В 13.30 ушли с «Карниза». 14.30 порог «Каньонный»-2к.с. Сужение реки по обоим берегам высокие скальные стенки. Очень красиво. Порог представляет собой валы в прямом скальном сужении. Проходим сходу. Практически сразу за «Каньонным» начинается порог «Змея», чалимся на крутом левом повороте перед порогом «Змея», есть неплохая стоянка на высоком левом берегу, ставим лагерь. Есть достаточно много грибов, ягод…

Чистое время сплава:2 ч. 30мин.

Пройдено – 25км.

 

23.08.  День №14

(пормея- оз. Щучье).                        

 

10:00 Подъем дежурных, позавтракали, собираем лагерь. Вышли в 12.00 проходим порог «Змея», петление струи, в виде «змеи», небольшой прижим к левому берегу. Проходим сходу, уходя от прижима, страховка с воды. Через 10 минут после порога «Змея» начинается последний порог на реке «Шляпа»! В 12.20 порог «Шляпа». Ориентиры: сразу за левым поворотом, остров со слабовидной протокой, чалимся на левом берегу. Просмотр порога удобен с левого берега. Интересный и красивый порог, требующий тщательного захода и маневр. Порог Представляет собой несколько проток, в левой слив с бочкой с прижимом и крутым поворотом на 180 град к левому берегу, вторая ступень- слив и бочки. Правая протока – живописный каньончик с валами. Шли по основному сливу левой протокой пробивая бочку, уходя от прижима, траверсуя под правый берег. Страховка с левого берега сразу за прижимом. Шли последовательно с интервалом 50метров. Первым проходил кат-4 Рафтмастер, вставая на страховку в улове левого берега, затем остальные экипажи (фото№76-80).

Ниже порога стоят несколько баркасов предлагающие свои услуги по пересечению Йовского водохранилища. Доставят прямо в Зареченск. В целях экономии времени очень удобно. В 12.40 вышли, впереди открывается огромный плес, (фото№81). По ходу пытаемся ловить рыбу, наконец –то, ловиться озерный окунь, щучка. В 14.50 подошли к заводи под нашим названием 2007 года – озеро «Щучье», хорошее место для рыбалки, в конце заводи есть место для стоянки. Останавливаемся на рыбалку, ставим лагерь.

Кое что поймали, на ужин уха и жаренная рыба  (фото№82-85).

 

Чистое время сплава: 3 ч. 00 мин.

 

Пройдено – 15км.

 

24.08.  День №15

(оз. Щучье- Йовское вдхр.).

9.00 Подъем группы, погода облачная,  прохладно. Собираем лагерь, в 12.00 вышли с Щучьего озера, мимо идет группа на моторе, остановились, общаемся… У нас было с собой 4 литра бензина, а у них топлево заканчивалось, договариваемя заправить их мотор, с учетом что берут нас до середины Йовского на буксир, до планируемой стоянки для полудневки. Вяжем суда, и выходим на моторе в Йовское. Скорость хода при их моторе 5л.с. примерно 5-7 км/ч. Погода  солнечная, вышли в Йовское (фото№86,87).

В 16.30 дошли до планируемого места, делаем большой костер, ставим лагерь, обед (фото№88,89). Другая группа ушла дальше на моторе, без нас их скорость заметно увеличилась, у ребят 23.08 поезд…

Ставим лагерь, обнаружили огромную прорезь в шкуре катамарана-4 Рафтмастер, видимо через подводный топляк порвали, на Йовском его хватает  (фото№ 90 ). В 20.00 ужин, отбой.

 

Чистое время сплава: 4 ч. 30 мин.

 

Пройдено – 35км

 

25.08.  День №16

( Йовское вдхр).

 

10.00 подъем группы, после завтрака ремонтируем катамаран, часть группы отправилась за грибами, ягодами (фото№91,92). Поймали несколько щук на уху (фото№93). Погода солнечная, температура около 12 градусов.

В 14.00 вышли на веслах. При сплаве по Йовскому вдх. нужно держаться всегда левого берега. В 17.00 останавливаемся на перекус. В 17.20 идем по Йовскому (фото№94-96).

В 19.50 встаем на стоянку на левом берегу, до Зареченска около 8 км. Хорошее место для стоянки, много дров, есть места для палаток. В 20.00 ужин отбой.

Чистое время сплава: 5 ч. 30 мин.

 

Пройдено –  28 км

 

 

 

26.08.  День №17

( Йовское вдхр- пос. Зареченск).

В 6.00 Ранний подъем всей группы. Собираем лагерь, готовим завтрак. В 7.00 вышли со стоянки (фото№97). В 9.30 конец сплава, Зареченск,  зачалка к правому берегу на бывшую пристань гостиницы. Ниже по течению через 500метров  вдхр перегораживает дамба на которой расположена ГЭС.

 Разбираем суда, собираем вещи. К 12.00 Приехали заказанные нами уазики из Кандалакши. Грузим снаряжение. В 13.00  Выехали в Кандалакшу.

В 16.30 приехали в Кандалакшу. Докупаем продукты  в дорогу, отметили маршрутные документы, партиями отправились гулять по городу, идет дождь, холодно. В 20.00 сдали каяки и часть снаряжения в багажный вагон, ждем поезд… 

 

Чистое время сплава: 2 ч. 30 мин.

 

Пройдено – 8 км.

 

 

Время сплава всего: 43ч.20мин.

Итого активными способами передвижения:  234 км.

 

6. Картографический материал.

 

6.1. Карта масштаба 1:2 (приложение №1 карты№1-4 )

 

6.2. Карта масштаба 1:1 (приложение № 2 карты № 5-6-7-8).

 

6.3. Обозначенный маршрут, ночлеги, дневки, даты (приложение №1-2).

 

6.4. Схемы участков с отмеченными порогами (приложение №3 схемы№1-6 )

 

6.5. Общая обзорная схема похода (приложение №4 обзорная 1-4 )

 

 

 

 

 

 

7. Сведения о материальном оснащении группы

 

7.1. Список группового снаряжения:

- Палатки  4 местные – 3 шт.

- Палатка 2 местная – 1 шт.

- Тенты – 2 шт.

- Каны - 4 шт.

- Трос – 1шт.

- Топор - 2 шт.

- Тент групповой – 1 шт.

- Скатерть полиэтил. - 1 шт.

- Рукавицы костр. – 4 шт.

- Походная аптечка - 1 шт.

- Фотоаппарат – 4 шт.

7.2. Список специального снаряжения:

- Компасы – 2 шт.

- Кат 4 – 2 шт.

- Кат 2 – 2 шт.

- Каяк – 2 шт.

- Весла запасные - кат- 4 шт., каяк-1шт. 

- Насос- лягушка – 4 шт.

- Насос помпа – 2шт. 

- Карабины – 6 шт.

- Веревка капр. - 100 м.

- Свечи – 5 шт.

- Карты – 2  компл.

- Фонари – 5 шт.

- Спининги – 4 шт.

- Спасконцы – 4 шт.

- Гидродро-мешки  для документов и фотоаппарата - 8 шт.

- Ремнабор – 4 шт. (на каждое судно).

- Спасжилет – 15 шт. производитель фирма Рафтмастер. До 5 к.с.

- Сухой спирт – 2 пач.

- Спутниковый телефон.

Общая масса - 169 кг

 

7.3Список личного снаряжения

- Рюкзак

- Гермомешок

- Ботинки походные

- Свитер - 2 шт.

- Трико шерст.

- Брюки  - 2 шт.

- Анарак

- Носки шерст. - 2

- Носки обычн. - 3

- Белье - 2 компл.

- Миска, ложка, кружка

- Умывальные принадлежности

- Гидрокостюм + сплавная обувь

- Каска – 15 шт.

- Плащ от дождя

Общая масса - 10 кг

 

 

7.4 Рекомендации по снаряжению

 

Безусловно, снаряжение должно отвечать своими характеристиками походам для 3-4 к.с.

Настоятельно рекомендуем всем группам по возможности на время маршрута, а тем более по полной «автономке», брать с собой средство спутниковой связи.    

Необходимо наличие в группе не менее 4-х спасконцов, и запасных весел на каждый вид судна.

При подготовке к походу необходимо самым тщательным образом проверить состояние личного и группового снаряжения. Для разжигания костра (под дождем, при наличии намокших дров) очень удобно использовать сухое горючее либо оргстекло, нарезанное полосками.

При проверке личного снаряжения удобно его разделить на четыре группы:

- сплавная одежда (анорак, штаны, ботинки, перчатки);

- одежда для берега (анорак, штаны, ботинки);

- теплая одежда (теплый свитер, штаны);

- одежда от дождя (непромокаемый костюм).

Так же рекомендуем для данного похода брать с собой как минимум два протвеня, решетку для жарки рыбы, побольше муки и масла.

Побольше рыболовных снастей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список ремонтного набора:

- Пассатижи – 1

- Отвертка универсальная – 1

- Напильник – 1

- Ткань капрон

- Полотно по металлу – 2

- Клей 3 шт

- Клей резиновый – 3 шт

- Бензин - 0.4 л

- Лента изол. ПХВ - 3 мотка

- Шкурка - 0.3 м2

- Резина - 1 м2

- Проволока нерж. - 5 м

- Иглы - 1 набор

- Нитки капроновые, черн/бел - 2 моток

- Ножницы – 1

- Куски резины - 1 м

Масса общественного ремнабора - 3 кг.

 

Список походной аптечки

Перевязка:

1)    Бинты большие-7 штук;

2)    Бинты маленькие-10 штук;

3)    Лейкопластырь-10 пачек;

4)    Вата-1 пачка

5)    Ватные диски – 1пачка

6)    Эластичный бинт-2 штуки

7)    Марлевые салф  стерильн. - 10 шт

Антисептические средства:

1)    Пантенол-2 баллончик.

2)    Перекись- 3 шт

3)    Зеленка-1 пузырек

4)    Йод-2 шт

5)    Стрептоцид-1 упаковк

Обезболивающие:

1)    Анальгин-2 уп

2)    Темпалгин - 1 уп

3)    Аспирин-2 уп

4)    Цитромон-1 уп

5)    Супрастин-1 уп

6)    Но-шпа-1 уп + 10 ампул

7)    Аллахол-1 уп

Антибиотики, спазмалитики:

1)    Бисептол-2 уп

2)    Левомицетин-5 уп

Сердечные средства:

1)    Валидол-1 упаковка

Желудочные средства:

1)    Фестал-1 уп

2)    Мезим -1 уп

3)    Уголь актевированный – 10 пач

4)    Маалокс – 10 пач

5)    Марганцовка-1 пузырек

6)    Смекта - 3 пач

Мази:

1)    Троксевазин-1

2)    Вишневского-1

3)    Левомиколь-1

4)    Спасатель – 1

5)    Жирный крем – 1

6)    Бен-Гей  охлаждающая 1

7)    Фастум Гель разогревающая -1

Капли:

1)    Пиносол-1

2)    Климитидин – 1

3)    Гентамициновые глазные капли - 1

Разное

1)    Ножницы -1

2)    Градусник -1

3)    Нашатырный спирт- 1 пузырек.

Рекомендации по составлению аптечки:

Масса аптечки - 2 кг

 

 

7.4.                Рекомендации по питанию.

 

Раскладка продуктов была сделана для характерного похода 3-4 к.с. В меню были добавлены блюда из грибов, рыбы. Так же разнообразили меню из собранных грибов и ягод. Все же вероятность непредвиденных паводковых ситуаций мала, но все равно рекомендуем в любом случае брать с собой на маршрут запасные продукты Н.З. , что характерно для походов 3-4 к.с.

 При наличии в группе разрешенного огнестрельного оружия меню можно разнообразить мясными блюдами из разнообразной дичи, которая на реке в изобилие (птица, лось, косуля).

Крупы пакуются в пластиковые бутылки. На первую треть маршрута можно смело брать хлеб – он не портится, а далее – сухари. Затем пополнить запасы продовольствия в Алакуртти.

 

 

Образец  одного дня из похода:

Завтрак – Каша геркулес + 200 гр сух молоко; чай зеленый (или какао); бутерброд с сыром плавленым шоколадным; ¼ яблоко, орехи(или изюм); конфетка.

 

Обед – Суп из пакетиков( 3 пач по 115гр)+тушенка 2 б+ рис(или вермишель);

Бутерброд с колбасой, бутерброд с салом; чай каркадэ(или кисель); ¼ огурец;печенье.

 

Ужин – Пюре (растворимый)(или рис, гречка, макароны)+ тушенка 2 бан; бутерброд с колбасой, бутерброд с паштетом;чай черный (или компот), сушки.

 

 

8. Выводы и рекомендации.

 

 

 

Проведен поход по Кольскому полуострову третьей к.с. с элементами 4к.с.

Все пороги на реке Тунсанйоки-Тумча локальны, имеют хорошо выраженные ориентиры, просматриваются, поэтому не превышают 4 к.с. Весь маршрут можно разделить на 3 участка:

1. Верхний (Вводный для раскатки), река Ватсиманйоки – река Тунсанйоки. Участок представляет собой сплав  с порогами и шиверами 1- к.с. Все препятствия не выше 1 – 2 к.с. Плесы и небольшое течение сменяются валами, шиверами и не сложными порожками. Рекомендуем другим группам в целях раскатки и отработки слаженоости экипажей. 

2. Средний (Основной – спортивный), река Тунсанйоки – пос. Алакурти – река Тумча. Самый сложный и интересный участок в спортивном отношении. На протяжении всего сплава встречаются более 30 порогов от 1 до 4 к.с. Требует тщательной подготовки группы. В случае неуверенности прохождения, все пороги обносятся.  

3. Заключительный (Экспериментальный), река Тумча – Йовское вдхр. При сжатых сроках похода, можно исключить из маршрута и снятся после порога «Шляпа». Преодолев Йовское вдхр на катере.

При улучшении условий безопасности рекомендуем всем группам брать с собой средства спутниковой связи. У нас был с собой спутниковый телефон, связь на всем маршруте нормальная.

Уровень воды в реке был средний. Все препятствия соответствовали своей категории.

О заброске на маршрут лучше позаботиться заранее, чтобы не тратить на это время в Кандалакше.

Несмотря на лето в реке вода достаточно холодная, температура воздуха не превышала 17 граусов,  рекомендуем всем группам брать с собой неопреновые костюмы!!! В случае дождей температура воды в реке заметно понижается

Маршрут по рекам: р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки – р. Тумча, достаточно интересный как в спортивном плане так и в общем,  проходит по красивейшим местам Кольского п-ва, подходит подготовленным  группам.   

 

 

 

9.Список литературы:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Краеведческое задание.

 

                                  «Краеведческое задание»

Тема:.

 

1) Вступление, цели работы.

 

 

 

2. Методика работы.

 

3. Содержание работы, оценка самостоятельной работы.

 

4) Выводы и рекомендации к краеведческому заданию:

 

 

5)Иллюстрации к краеведческому заданию:

 

Фото №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №3

Фото №4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №5

Фото №6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.Фотоматериал.

Фото  Групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №2, Перелёт

Фото №3, Курорт Баунт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №4, Курорт Баунт

Фото №5, Курорт Баунт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №6, Горячи источники

Фото №7, Горячи источники

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №8, Горячи источники

Фото №9, Сбор судов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №10, Сбор судов

Фото №11, Сбор судов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №12, Горячи ванны

Фото №13, Горячи ванны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №14, Погрузка снаряжения

Фото №15, Старт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №16, река Верхняя Ципа

Фото №17, Начало сплава

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №18, озеро Баунт

Фото №19, озеро Баунт

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №20, Красивый вид

Фото №21, Песчаная коса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №22, Песчаная коса

Фото №23, Щуки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №24, Андрюша с щукой

Фото №25, Рыбнадзор

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №26, Стоянка перед конефермой

 

Фото №27, Закат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №28,Обеденная стоянка

Фото №29, Устье  реки Таликит

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №30, Порог №12, Прохождение

Фото №31, Кат 2а в 12ом пороге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №32, Порог №12

Фото №33, Прохождение порога №12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №34,  Бочка в 12ом пороге

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №35, Пашок работает

Фото №36, Прохождение 13ого порога

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №37, Порог №13

Фото №38, Выход из порога №19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №39, Устье реки Мраморная

Фото №40, Стоянка на реке Мраморная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №41, Порог №18

Фото №42, Порог №49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №43, Порог №49

 

Фото №44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №45, Рафт в пороге №49

Фото №46, Кат 2а в пороге №49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №47

Фото №48, Двойка в бочке порога №49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №49, Выход из порога

Фото №50, Препятствие №47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №51, Шивера №57

Фото №52

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №53

Фото №54

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №55

Фото №56, Цирик

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №57

Фото №58

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №59, Скалы

Фото №60

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №61, Лыжные прогулки

Фото №62

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №63

Фото №64, Лагерь в воде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №65

Фото №66, Спасение группы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №67

Фото №68, Вездеход

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №69

Фото №70

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №71

Фото №72, БАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фото №73

Фото №74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №3