Контакты

Адрес:
г.Москва, ул.Газопровод, д.4, ДЮЦ «Виктория»

Проезд:
ст. м. Улица Академика Янгеля, далее автобусом N682 до остановки ДЮЦ «Виктория»

Телефоны:
8(495) 518-40-01

E-mail:
victory@madriver.ru

Отчеты



Клуб водного туризма ДЮЦ «Виктория»







Отчет

о водном туристском походе

3 категории сложности по Кольскому полуострову

совершенном с 23.07 по 15.08.2006г.










Маршрутная книжка №177- 04/4- 312

Руководитель группы:

Кирилюк А. А.

Адрес: Москва, Сумской поезд д.5 к. 3. кв. 43

Контактный телефон: 8 903 275 15 66






















Москва 2006г.

Оглавление

 
    1. Оглавление
    2. Справочные сведения о походе
    3. Характеристика района и маршрута похода
    4. График движения
    5. Техническое описание маршрута
    6. Картографический материал
    7. Выводы и рекомендации
    8. Краеведческое задание

























3.3. Справочные сведения о походе.

 
Проводящая организация: ТурКлуб ДЮЦ « Виктория» ( ЮАО г. Москвы; район: ст.Кандалакша (ж/д) - граница - р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки - р. Тумча - Йовское вдхр. – пос. Зареченск - ст. Кандалакша (автомашина).

Нитка маршрута: г.Кандалакша – р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки – р. Тумча – пос. Алакурти – Йовское вдхр. – пос. Зареченск – г.Кандалакша

Протяженность активной части маршрута:180 км.

Сроки похода: с 23.07. по 15.08.2007г.

Продолжительность активной части: 19 дней


Определяющие препятствия маршрута


Вид препят.

к.
с.

Длина

преп.

Характеристика

препятствия

Путь прохождения

Порог «Первенец»

2

300м

3протоки,правая полноводная, в сливе зуб, центральная - слив, левая не проходимая.

Проходим правой протокой, осмотр с острова или правого берега.

Порог

«Падун»

3-4

500м

Слева 2мощные бочки, справа несколько сливов

Проходим под левым берегом.

Порог

«Двойной»

2

200м

Валы, камни, косые бочки.

Проходим сходу.

Порог

«Каменистый»

2

100м

Камни, маневр

Проход сходу.

Порог

«Водопадный 1»

2

200м

Слив с большим валом

Проход по центру, осмотр с правого берега.

Порог «Водопадный 2»

2

150м

Небольшой перепад, слив

Проход по струе, осмотр с левого берега.

Порог «Кривой»

3

300м

Главный слив за крутым левым поворотом.

Чалка с левого берега. Проходим в левый слив, водопадного типа.

Порог «Юрьев День»

2

200м

Входная шивера, затем слив с плит с бочкой.

Линия движения читается с воды проходим по центру.

Порог «Скалистый глаз»

2

100м

Мощные валы

Проходим сходу.

Порог «Надежда»

2

100м

2протоки, слева шивера, справа бочки.

Проходим сходу.

Порог «Подкова»

1

100м

перекат

сходу

Порог «Март»

3

200м

Косой слив с бочкой

Осмотр с левого берега, проход по очередности.

Порог «Кошмарики»

2

250м

Каменный остров, слева шивера, справа несколько сливов.

Осмотр с острова. Проходим левой протокой.

Порог «Красивый»

3

500м

Мощные шивера, слив с бочкой.

Осмотр с правого берега. Возможен обнос. Проходим под правым берегом, по основной струе.

Порог «Вечерний»

1

150м

Валы.

Проходим сходу.

Порог «Узкий»

2

100м

Слив с бочкой

Проходим сходу

Порог «Яма»

3

350м

Сужение реки, слив с бочкой.

Осмотр с левого берега. Проходим со страховкой по основному сливу.

Порог «Котел»

4

250м

Слив с пенной бочкой

Осмотр с левого берега. Проходим со страховкой в основной слив.

Порог «Ночной»

1

100м

Шивера

Проходим сходу.

Порог «Карниз»

4

400м

3протоки, правая и левая – сливы водопадного типа с бочками, центральная – пологий слив.

Осмотр с левого берега, проходим со страховкой под левым берегом в основной слив.

Порог «Каньонный»

2

100м

Валы

Проходим сходу.

Порог «Змея»

2

150м

Валы, прижим.

Просмотр с левого берега, проходим сходу.

Порог «Шляпа»

3

200м

2протоки. Прижим, валы, бочки.

Осмотр с левого берега. Основная левая, проход со страховкой, левой протокой.






Список группы.


ФИО

Год рож.

опыт

экипаж

Обязанности в группе

Домашний адрес

1

Кирилюк А.А.

1983

Катунь 5к.с.

Рафт

Руководитель

Сумской пр-д 5-3-47

2

Балакин А.А.

1986

Карелия 2 к.с.

Кат 4

Заместитель

Дорожная д28 к1 кв32

3

Малышева Н.И.

1989

Саяны 3 к.с.

Рафт

Медик

Кировоградская

4-1-250

4

Проскуренко Андрей

1990

Саяны 3 к.с.

Кат 4

Рем. Мастер

Газопровод д13 к3 кв9

5

Ивашенцева Ася

1989

Саяны 3 к.с.

Каяк

Завхоз

Кировоградская

8-3-43

6

Голобурдин Павел

1990

Саяны 3 к.с.

Кат 4

Рем. Мастер

Варшавское ш д143 к5 кв568

7

Акулов Даниил

1991

Саяны 3 к.с.

Кат 4

Рем. Мастер

Красный маяк 5-1-186

8

Изаак Ольга

1992

Саяны 3 к.с.

Кат 4

Рем. Мастер

Южнобутовская д14 к1 кв23

9

Богуславский Станислав

1988

Саяны 3 к.с.

Рафт

Хронометрист

Домодедовская 24-1-93

10

Алдохин Виталий

1990

Саяны 3 к.с.

Рафт

Метеоролог

Севастопольский пр. 9-4-8

11

Мулюкова Лилия

1991

Карелия 2к. с.

Рафт

Хронометрист

Чертановская д5 к 3 кв87

12

Маслова Анастасия

1991

Карелия 2к. с.

Кат 4

Фотограф

Кировоградская д4 к1 кв302

13

Старых Михаил

1992

Карелия 2к. с.

Кат 4

Рем. Мастер

Чертановская 7-1а-4

14

Малышев Владимир

1994

Карелия 2к. с.

Кат 4

Фотограф

Кировоградская д4 к1 кв250















3.4. Характеристика района и маршрута похода.


Географическое положение: Тумча является, пожалуй, второй по сложности рекой европейского Севера после Кутсайоки (ее притока). На 50-км участке от г. Алакурти расположено 30 порогов, из которых 10 - 3-ей категории, 9 - 4-ой и 5-ой. Все пороги 4-5 категории локальны и при недостаточной подготовленности легко обносятся.


Туристские возможности района: Кольский полуостров, является одним из самых интересных районов для осуществления походов разной категории сложности. Быстрые реки, сопки, горы, озера, красота природы, грибы, ягоды, рыбалка – привлекают туристов со всего мира.

Варианты подъезда и выезда с маршрута: Данный маршрут, является одним из самых простых по отношению заброски. Заброска: из Москвы поездом, Москва – Мурманск до станции Кандалакша. Далее заказным автотранспортом (лучше автомобилями УАЗ, т.к. заброска проходит по району, повышенной сложности, не для легковых машин) до реки Ватсиманйоки. Выброска: из пос. Зареченск так же заранее заказанным транспортом до ст. Кандалакша. Внимание!!!
Для осуществления сплава по данному району, необходимо оформить заранее пропуск у пограничников, который дает право на нахождение и передвижение по приграничному району. Иначе без пропуска, вас просто не пустят на реку.
По оформлению пропуска и заказом автотранспорта мы воспользовались услугами местной организации, заранее из Москвы, по Интернету (Электронный адрес: www.kolvica.ru или в яндексе – КОЛВИЦА-ТУР).
На протяжении всего сплава встречается один населенный пункт – пос. Алакурти. В поселке есть почта, телеграф, телефон, сотовая связь (МТС, МЕГАФОН). Продуктовые магазины, аптека.

Изменения маршрута и их причины: Первоначально маршрут планировался по верхней Тумче (Тунсанйоки). В связи с изменениями пропуска в приграничную зону, маршрут был изменен, с включением участка реки Ватсиманйоки – левого притока реки Тунсанйоки.











3.5. График движения.

дата

Участок маршрута

км

Способ передвижения

Время

метеоусловия

1-

2

23.07

25.07

Москва – г. Кандалакша

_

Поезд



3

25.07

Г. Кандалакша – р. Ватсиманйоки


Уазик

5ч.

Облачно, комары.

4

26.07

Стапель – р. Ватсиманйоки


_

_

Облачно, вр. дождь

5

27.07

Р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки

15

Сплав

3ч10м.

солнце

6

28.07

Дневка

-

-

-

солнце

7

29.07

Р. Тунсанйоки

19

Сплав

5ч.

облачно

8

30.07

Дневка

-

-

-

облачно

9

31.07

Р. Тунсанйоки – п. Алакурти – п. Водопадный 2

40

Сплав

11ч 45м

Облачно, временами дождь.

10

01.08

Дневка

-

-

-

солнце

11

02.08.

п. Кривой - п. Кошмарики

16

Сплав

1ч 55м

солнце

12

03.08

п. Кошмарики – п. Красивый

4

сплав

1ч 30м

Облачно

13

04.08

Дневка

-

-

-

облачно

14

05.08

п. Красивый – п. Яма

10

сплав

1ч 30м

солнце

15

06.08

Дневка

-

-

-

солнце

16

07.08

п. Яма – п. Котел

0.8

сплав

15мин

солнце

17

09.08

п. Котел – п. Шляпа – о. Щучье

42

сплав

7ч 30м

Облачно, ветер, дождь

18

10.08

О. Щучье – Йовское вдхр

37

Сплав (под парусами)

4ч 40м

Облачно, ветер

19

11.08

Йовское вдх

38

сплав

солнце

20

12.08

Дневка

-

-

-

облачно

21

13.08

Йовское вдх – п. Зареченск

8

Сплав

1ч 30м

Облачно, вр. дождь

21-23

13.08 – 15.08

г.Кандалакша – г.Москва


поезд


_









3.6 Техническое описание.


25.07. (ДЕНЬ 1)
(г. Кандалакша – р. Ватсиманйоки)
Прибыли в г. Кандалакшу в 5 утра, все закрыто, магазины не работают. Нас встретили местные правоохранительные органы, проверили документы, подтверждающие пропуск в приграничную зону (паспорт, список групп и разрешение от пограничников). Дождались открытия магазинов, закупили необходимые продукты, наняли транспорт (УАЗ-буханка) и отправились на реку Ватсиманйоки приток Тунсанйоки. Первоначально маршрут планировался по верхней Тумче (Тунсанйоки), но в связи с изменениями пропуска в приграничную зону, маршрут был изменен, с включением участка реки Ватсиманйоки.
Выехали из Кандалакши в 14:00. В 16:00 были уже на первом блок пасту приграничной зоны. Пропуск был оформлен нами заранее, поэтому особых проблем по пропускному контролю у нас не было. Пограничники проверили все документы, сверили со списками группы, и дали “зеленый свет” для дальнейшего передвижение по пограничной зоне. Далее после трех часовой заброски по бездорожью, мы, наконец, прибыли на стапель реки Ватсиманйоки. Довольно живописное место, правда, рядом проходит дорога (в брод) и большое количество грибов. Решили разбить лагерь, выставили ночных дежурных.


26.07. (ДЕНЬ 2)
(Стапель р. Ватсиманйоки – р. Ватсиманйоки)
08:00- подъем дежурных, приготовления завтрака. Сборка катамаранов, подготовка к сплаву.
12:00- сплав по реке Ватсиманйоки. Уровень воды ниже среднего, периодически встречаются перекаты, шиверы. Берега поросшие лесом, заболочены.
16:00 Находим более приемлемую стоянку на правом берегу. Большое изобилие грибов и ягеля. Рыбы нет...!!!














Чистое ходовое время: 4часа
Ходовое время: 4часа
Пройдено: 15км


27.07. (ДЕНЬ 3)
(р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки)
08:00 Подъём. Позавтракали, частичные попытки порыбачить – без вариантов, 8 спиннингов и не одной поклевки.
13:00 Отплыли.
13:10 Мель, Проходим с ходу. Далее временами встречаются мелкие острова. Берега заболочены, поросшие лесом.
14:00 Правый приток, еле заметный с воды.
14:45 Впадение в Тунсанйоки.
15:00 Сплав по реке Тунсанйоки. На данном участке река не имеет спортивного характера и достигает ширины 300-350метров.

16:00 Чалимся на большой остров, правая протока еле заметна основная левая.
16:05 Встаем на ночлег.



Чистое ходовое время: 3часа
Ходовое время: 3часа 10мин
Пройдено: 15км


    1. (ДЕНЬ 4)

Дневка. Делаем баню, ремонтируем катамаран после предыдущего ходового дня


29.07. (ДЕНЬ 5)
(р. Тунсанйоки)
09:00 Подъем дежурных. К 10:30 Завтрак был готов.
11:00 Позавтракали. Начали собирать лагерь, готовиться к сплаву.
13:15 Вышли на воду. Пошли основной протокой, сразу шивера.
13:20 Не большая шивера длинной 200метров. Погода пасмурная, по прогнозам Интернета ожидается дождь.
13:40 Перекат за ним шивера 150 метров.
14:00 Не большой порожек под правым берегом.
14:10 Шивера.
14:30 Остров.
15:00 Зачалились на обед на правом берегу. Пообедав, отплыли в 16:30.
16:40 Остров. Пошли правой протокой, в которой не большая шивера. Далее плес.
17:30 Правый приток.
17:40 Шивера.
17:50 Встаем на стоянку на высоком скалистом правом берегу. Очень живописное место.
18:00 Ставим лагерь.

21:00 Подплыли еще 2 группы из Москвы. Разбили лагерь в 50 метрах от нас. Одна из них решила скооперироваться и сделать совместную дневку. Мы согласились. Так как в наших интересах через день планировалось плыть в поселок Алакурти для закупки продуктов (Для общения с местными жителями, чем больше народа, тем лучше).

Чистое ходовое время: 3часа 30 мин
Ходовое время: 5часов
Пройдено: 19км


30.07. (ДЕНЬ 6)
Дневка.
10:00 Подъем дежурных.
Делаем баню, проводим тренировки по ТВТ. Большое изобилие грибов и ягод, рыбы нет

31.07. (ДЕНЬ 7)
(р. Тунсанйоки – пос. Алакурти – порог Водопадный -2)
08:00 Подъем дежурных.
09:00 Готовимся к отплытию, к одному из самых больших дней на маршруте.
10:00 Выплыли, начало каньонного участка. Большое количество шивер и перекатов, которые трудно сочетаются и отделяются друг от друга.
10:11 Шивера.
10:15 Слева мель обходим с права.
10:50 Приток слева.
11:00 Плес.
11:30 Справа не большой водопад (отдых).
11:45 Вышли.
11:50 «Каньон», проходим порог примерно 2к.с., сходу. Представляет собой небольшой слив ближе к левому берегу.
12:00 Шивера.
12:40 Не большая шивера, сразу плес.
12:45 Шиверка.
13:15 Остров, обходим слева.
13:25 Песчаные откосы с левого берега. Далее вдоль левого берега идет дорога практически до самого поселка Алакурти.
14:00 Дорога справа.
14:30 Вдоль левого берега проехал Газ66 с кокой то группой.
14:45 Виднеется первое строение с левого берега. Река на данном участке большой плес шириной 350-400 метров, который продолжается до первого моста в поселке Алакурти. Чалимся на отдых на левом берегу.
15:00 Вышли на воду. После двух часовой гребли по гладкой воде, виднеется мост пос. Алакурти.
Сразу за мостом начинается первый серьезный порог «Первенец»
17:00 Порог «Первенец» – 2-3к.с. представляет собой три протоки, осмотр правой протоки с правого берега, осмотр центральной с острова. Правая протока представляет собой череду сливов чередующихся с небольшими бочками. При заходе с правого берега большой зуб, нужен четкий заход и маневр иначе есть вероятность повредить катамаран.
17:10 Чалимся под правый берег после заходной шиверы порога «Первенец». После осмотра решаем идти ближе к правому берегу минуя зуб.
Первым проходит направляющий кат4, встает на страховку под правым берегом, далее все остальные суда. Из-за небольшого уровня воды каяк решаем обносить


17:20 Чалимся за вторым мостом за правым берегом. Перед порогом «Падун». Делаем перекус и отправляемся организованно двумя группами в поселок для закупки продуктов. По предыдущим отчетам везде пишут, что местные жители воруют и даже грабят. Исходя из этого лучше кооперироваться несколькими группами и в поселке долго не задерживаться, не в коем случае не ночевать.
Успешно закупили все необходимые продукты, «анархия» со стороны местных мы не заметили.
18:00 Выплыли к порогу «Падун».
18:10 Порог «Падун». Ориентир: сразу за левым поворотом. Порог «Падун» – 3-4к.с. представляет собой две протоки разделяющиеся островом. В левой два слива чередующихся бочками, справа несколько небольших сливчиков с прижимом под правый берег.
Решаем идти левой протокой. Обносим вещи по левому берегу. Первым проходит рафт и встает на страховку сразу за вторы сливом в улове левого берега. Далее проходят все остальные катамараны. Все суда прошли успешно. Грузим вещи на катамараны и делаем последний «марш бросок».
18:40 Вышли. Идет дождь и не собирается заканчиваться.
18:45 Перекат. Проходим с ходу.
19:00 Порог «Двойной» 2к.с. начинается сразу на правом повороте реки. Осмотр с правого берега. Представляет собой не большие валы, камни, косые бочки. Проходим с ходу.
19:10 Порог «Каменистый». На левом повороте сразу после порога видны остатки большого каменистого моста. Проходим сходу, маневрируя между камней.
19:15 Небольшой порожек, две протоки, идем левой.
19:30 Порог «Водопадный 1» 2к.с. Порог начинается небольшим зигзагом реки сначала на лево, потом на право. Осмотр с правого берега.
19:35 Проходим «Водопадный» с интервалом в 50 метров.
19:36 Начинается порог «Водопадный 2» 2к.с. Ориентиры: сразу за порогом «Водопадный 1» проходим сходу. Возможен осмотр с левого берега.
20:00 Зачалились к правому берегу. Подкачиваем катамараны, идет ливень.
20:10 Вышли. Течение на реке практически нет, ширина достигает 350 метров. Берега заболочены, сильно поросшие лесом.
21:45 Чалимся на левом берегу перед порогом «Кривой». Ориентиры: Остров, слева входная шивера, главный слив за крутым левым поворотом. Разгружаем катамараны и обносим вещи вниз за порог. За порогом хорошая стоянка на левом берегу.
После осмотра, проходим порог под левым берегом
«Кривой» представляет собой, заходную шиверу и мощный слив водопадного типа. После прохождения, чалимся на левом берегу, ставим лагерь. На следующий день решаем сделать дневку для катания на пороге.
23:00 Готовим ужин и ложимся спать.


Чистое ходовое время: 9 часов

Ходовое время: 11часов 45 мин
Пройдено: 40км

01.08. (ДЕНЬ 8)
(Порог Кривой)
Днёвка.
10:00 Подъем дежурных.
11:00 Позавтракали. Кто-то занялся баней, девчонки ушли за ягодами. Погода отличная, светит солнце. Единственная проблема с дровами их практически нет, «траверсуем» на противоположный берег валим сухостой.
13:00 Начали тренировки и катание на пороге «Кривой». Пробуя разные варианты прохождения, со страхующим катамараном ниже порога под левым берегом

18:00 Баня.
23:00 Отбой


02.08. (ДЕНЬ 9)
(Порог Кривой – порог Кошмарики)

08:00 Подъем дежурных
09:30 Позавтракали. Уровень воды в реке поднялся на один метр. Погода хорошая, солнечная.
10:00 Катаемся на «Кривом»
13:00 Обедаем
15:00 Вышли с «Кривого».
15:10 Шивера, далее небольшое ветвление реки, шли правой протокой.
15:25 Порог «Юрьев День» 2к.с. Ориентиры: скала на правом берегу, по обоим берегам обрушенные быки моста. Проходим с ходу по входной шивере, затем не большой слив с плит, заканчивающийся бочкой. За порогом на левом берегу хорошая стоянка.
15:30 Шиверы, сразу за шиверами порог «Скалистый глаз» 2к.с. Представляет собой валы. Проходим сходу по струе.
15:35 Порог «Надежда» 2к.с. Ориентиры: остров. Походим сходу, справой стороны. Заход по основной струе пробивая бочку и входя в небольшой слив.
15:50 Порог «Подкова» 1к.с. Перекат в середине русла. В конце переката хорошая стоянка.
16:10 Порог «Март» 2-3к.с. Ориентиры: остров и большие камни. Просмотр с левого берега. Порог представляет собой слив с косой бочкой, проходим со страховкой с берега, далее поочередно остальные катамараны.
16:20 Перекат. С правой стороны остров.
16:55 Остров с каменным берегом, две протоки, порог «Кошмарики 2» 1-2к.с. Слева шивера, справа два сливчика. Чалимся на стоянку за островом. Ставим лагерь.
19:00 Ужин
22:00 Отбой

Чистое ходовое время: 1 час 50 мин

Ходовое время: 1час 55 мин
Пройдено: 16 км


03.08. (ДЕНЬ 10)
(Порог Кошмарики 2 – порог Красивый)

09:00 Подъем дежурных.
10:00 Позавтракали
12:00 Вышли
12:20 Перекат, множество проток, в протоках порожки. Проход по струе.
12:45 Слив, после слива через 200 метров начинается порог «Красивый». Чалимся после заходной шиверы под правым берегом. Минуя стоянку на правом берегу. Далее, поднимая вверх по течению катамараны, обносим вещи на стоянку.
13:30 Ставим лагерь.
14:30 Обед
16:00 Пробуем порыбачить и не без успешно. Но рыбы по-прежнему практически нет.













16:30 Тренировки на каяке 19:00 Баня
21:00 Ужин
23:00 Отбой



Чистое ходовое время: 1час 30 мин

Ходовое время: 1 час 30 мин
Пройдено: 04км


    1. (ДЕНЬ 11)
Днёвка
10:00 Подъем дежурных.
11:00 Завтрак
12:00 Просмотр и прохождение порога «Красивый». Далее прохождение разными экипажами.
Порог «Красивый» 3-4 к.с. Ориентиры: сужение реки, отличная стоянка на правом берегу. Порог представляет собой, мощный слив с тремя бочками. Первая - небольшая; вторая - огромная по центру реки ближе к правому берегу, в большую воду, возможен оверкиль; третья - небольшая косая бочка, проход, по центру пробивая основную бочку с выходом на струю. Просмотр по правому берегу. Удобная страховка с воды в улове правого берега, после порога. Проходим, по очереди, страхуя друг друга с воды в улове правого берега


05.08. (ДЕНЬ 12)
(порог Красивый – порог Яма)
09:00 Подъем дежурных
11:00 Завтрак
12:30 Загружаем катамараны
13:00 Поочередное прохождение порога «Красивый»
13:20 Вышли из «Красивого»
13:25 Плесы, чередующиеся небольшими шиверами.
14:10 Порог «Вечерний» 2к.с. Проходим с ходу, справа от острова. Просмотр с воды.
14:25 Порог «Узкий» 2к.с. Проходим с ходу, сразу за «Узким» чалимся под левый берег, перед порогом «Яма».
14:30 Зачалились на «Яме» встретили несколько групп катающихся на пороге. Места для стоянок есть на обоих берегах. Нам досталась одна из самых лучших мест на песчаном берегу за порогом «Яма», на левом берегу.
Порог «Яма» представляет собой сужение реки, мощный слив с большой бочкой. После просмотра порога, принимаем решение проходить не на разгруженных судах, выставив страховку с берега ниже по течению на левом берегу. Первым на прохождение пошел направляющий экипаж катамарана 4. Заходя в основной слив, попал в центральную бочку в результате оверкиль груженой четверки через карму (Видео №2). Проведя, успешные спасработы не потеряли, ни одного рюкзака. Принимаем решение разгружать суда и обносить вещи на нижнюю стоянку.
16:00 Ставим лагерь за порогом «Яма» – обед.
17:30 Прохождение порога остальными экипажами с осуществлением нижней страховки с воды и с берега. Все экипажи прошли успешно

19:00 Ужин. Пробуем ловить рыбу, без результатов.
23:00 Отбой.

Чистое ходовое время: 1час 10 мин

Ходовое время:1час 30 мин
Пройдено: 10 км


06.08. (ДЕНЬ 13)
Дневка (Порог Яма)

09:00 Подъем дежурных.
11:00 Завтрак.
12:00 Начало тренировок на пороге. Пробуем разные варианты прохождения: носом, кармой, лагом и как получиться. С осуществлением страховки с воды под левым берегом. Наблюдали прохождение других групп





16:00 Обед, загораем, собираем ягоды 21:00 Ужин
23:00 Отбой


07.08. (ДЕНЬ 14)

(Порог «Яма» - Порог «Котел»)


10:00 Подъем дежурных

11:00 Завтрак

11:30 Отправили двух старших на разведку вниз по течению до порога «Котел». В результате места для лагеря были свободны, приняли решения встать на «Котле» и тренироваться.

13:00 Вышли от «Ямы».

13:15 Порог «Котел», чалка под левый берег.

Порог «Котел» 4к.с. Крутой слив с бочкой, которая закусывает левый баллон и прижимает к скальному левому берегу. На выходе шивера впадающая в углубленный разлив реки. Обносим вещи по левому берегу ниже по течению. Внизу порога отличная стоянка, с песчаным пляжем и хорошим местом для бани (Фото №44,45)







14:00 Ставим лагерь (рядом с туристическим музеем).

16:00 Обед

17:00 Рыбалка и приготовление бани. Тренировки по отработке техники

эскимосского переворота.

21:00 Ужин, баня.

23:00 Отбой

Чистое ходовое время: 15 мин

Ходовое время: 15 мин

Пройдено: 0.8 км



08.08. (ДЕНЬ 15)

Дневка. (Порог Котел)


9:00 Подъём дежурных.

10:00 Позавтракали

11:00 Прохождение и тренировки на пороге «Котел», смеженными экипажами. Обязательно должна быть организованная страховка с берега, с воды ниже по течению, т.к. порог требует точного захода и слаженность всего экипажа, в противном случае возможен не самый лучший оверкиль)



Порог пройден всеми экипажами успешно, но для катания он не очень удобен, лучше для «покатушек» останавливаться на «Яме».

Прохождение порога нашей группой


15:00 Обед

16:00 Загораем, купаемся, тренируемся ниже порога.

19:00 Баня

20:00 Подплыла группа, встала на стоянку на нашем берегу.

22:00 Отбой.




09.08. (ДЕНЬ 16)

(Порог Котел – Порог Шляпа – Озеро Щучье)

08:00 Подъём дежурных, приготовления завтрака.

09:00 Позавтракали.

11:00 Отплыли. После порога «Котел» река поворачивает на право

11:10 Правый приток реки Кутсайоки, далее 50минут гребли по гладкой воде, погода жаркая, купаемся.

12:00 Порог «Ночной» 2к.с. Проход сходу ближе к правому берегу.

12:05 Порог «Карниз» 4к.с. Ориентиры: каменный остров ближе к левому берегу, начинается сразу за «Ночным».

Чалимся на левом берегу. Просмотр.

Порог «Карниз» делится на 3варианта прохождения. Слева слив с плит, водопадного типа. Справа две протоки: правая крутой слив с пенным котлом, левая пологий слив с косым валом в центре. Далее слияние всех проток в конце выходная шивера. Проходим левой протокой, прыгая в слив. Страховка с воды и с берега одни катамараном


13:30 Ушли с «Карниза».

14:30 Порог «Каньонный». Сужение реки по обоим берегам высокие скальные стенки. Очень красиво. Порог представляет собой валы в прямом скальном сужении. Проходим сходу. Сразу за «Каньонным» начинается порог «Змея». Петление струи, в виде «змеи», небольшой прижим к левому берегу. Проходим сходу, уходя от прижима, страховка с воды. Через 10 минут после порога «Змея» начинается последний порог на реке «Шляпа».

14:55 Порог «Шляпа». Ориентиры: сразу за левым поворотом, остров со слабовидной протокой, чалимся на левом берегу. Просмотр порога удобен с левого берега. Интересный и красивый порог, требующий тщательного захода и маневр. Порог Представляет собой несколько проток, в левой слив с бочкой с прижимом и крутым поворотом на 180 град к левому берегу, вторая ступень- слив и бочки. Правая протока – живописный каньончик с валами. Шли по основному сливу левой протокой пробивая бочку, уходя от прижима, траверсуя под правый берег. Страховка с левого берега сразу за прижимом. Шли последовательно с интервалом 50метров


15:30 Чалимся на левом берегу сразу за «Шляпой». Подкупаем недостающие продукты уместных «моряков» (все очень дорого). Ниже порога стоят несколько баркасов предлагающие свои услуги по пересечению Йовского водохранилища. Доставят прямо в Зареченск. В целях экономии времени очень удобно.

16:00 Вышли с «Шляпы».Далее река принимает характер «местной Волги», берега достигают длиной 350-400 метров. Течение практически отсутствует. Ловим рыбу.

17:50 Слева видим огромную заводь, которая названная нами «Щучьим озером» отправляем каякера на разведку для стоянки. Разведывали успешно, в конце «Щучьего» есть неплохая стоянка.

18:30 Ставим лагерь.

19:30 Рыбачим, огромное количество щуки и окуня, всего за 40 минут

Начался сильный дождь, поднялся штормовой ветер. Укрепляем палатки.

21:00 Ужин

22:00 Отбой


Чистое ходовое время: 5час 40 мин

Ходовое время:7 час 30 мин
Пройдено: 42 км


10.08. (ДЕНЬ 17)
(Озеро Щучье – Йовское вдхр)

08:00 Подъем дежурных

09:00 Завтрак

10:00 Ветер не утихает, по нашим предположениям на Йовском вдхр он будет встречным. Принимаем решение делать паруса.

11:00 Заготовка парусов на все суда, каждый экипаж разработал свой вариант


15:00 Обед.

16:50 Вышли на веслах из «Щучьего озера». Ветер встречный, не утихает.

18:00 Ошиблись с выходом в Йовское вдхр ушли немного правее. Нужно всегда держаться левого берега. Принимаем решение поднять паруса, ветер вроде бы попутный.

18:15 Подняли паруса и вернулись в левую протоку, которая выходит в Йовское вдхр.

19:00 Вышли в Йовское, ветер попутный. Скорость катамаранов под парусом примерно 10 – 15 км/ч.

22:30 Зачалка на левом берегу. Ставим лагерь.

23:20 Ужин, отбой.


Чистое ходовое время: 4 час

Ходовое время: 4час 40 мин
Пройдено: 37 км


11.08. (ДЕНЬ 18)
(Йовское водохранилище)

10:00 Подъем дежурных
11:00 Позавтракали, погода солнечная, штиль.
12:00 Вышли на веслах. При сплаве по вдх нужно держаться всегда левого берега.
16:00 Погода не изменилась, полный штиль. Чалимся на обед на левом берегу.
18:00 Вышли
20:00 Ищем стоянку среди большого количества островов, преимущественно под левым берегом.
21:00 Чалимся на левом берегу. Ставим лагерь.
22:00 Ужин. Отбой.

Чистое ходовое время: 6 час 30 мин

Ходовое время: 9 час
Пройдено: 38 км



12.08. (ДЕНЬ 19)

Дневка (Йовское водохранилище)
10:00 Подъем дежурных.
11:00 Позавтракали, поплыли на рыбалку.
12:00 Отправились за ягодами. Огромное количество черники, встречается морошка.


15:00 Обед. Делаем коптильную для рыбы
19:00 Ужин.
22:00 Отбой.
    1. (ДЕНЬ 20)
(Йовское вдхр – пос. Зареченск)

05:00 Подъем всей группы. Собираем лагерь, готовим завтрак.
07:00 Вышли.
10:30 Конец сплава, Зачалка к дамбе левого берега. Все вдхр перегораживает дамба на которой расположена ГЭС





Пошел сильный дождь. Разбираем суда, собираем вещи.
12:00 Приехали заказанные нами уазики из Кандалакши. Загрузили вещи.
12:30 Выехали в Кандалакшу.








15:00 Кандалакша – вокзал. Закупаем продукты, ждем отправления поезда (Фото №70).


Чистое ходовое время: 1 час 30 мин

Ходовое время: 1 час 30 мин
Пройдено 8 км


3.7. Картографический материал.



3.8. Выводы и рекомендации.


Пройден поход по Кольскому полуострову 3 к.с. с элементами 4к.с.

Все препятствия на реке локальны, поэтому не превышают 4 к.с. Весь маршрут можно разделить на 3 участка:

1. Верхний (Вводный для раскатки), река Ватсиманйоки – река Тунсанйоки. Участок представляет собой сплав 2 к.с. Все препятствия не выше 1 – 2 к.с. Плесы и небольшое течение сменяются валами, шиверами и не сложными порожками.

2. Средний (Основной – спортивный), река Тунсанйоки – пос. Алакурти – река Тумча.

Самый сложный и интересный участок в спортивном отношении. На протяжении всего сплава встречаются более 30 порогов от 1 до 4 к.с. Требует тщательной подготовки группы. В случае неуверенности прохождения, все пороги легко обносятся.

3. Заключительный (Экспериментальный), река Тумча – Йовское вдхр. При сжатых сроках похода, можно исключить из маршрута и снятся после порога «Шляпа». Преодолев Йовское вдхр на катере.

На нашем маршруте уровень воды в реке выше среднего. Все препятствия выросли как минимум на 1к.с. Возможно в малую воду «оверкилей» было бы меньше.

Маршрут р. Ватсиманйоки – р. Тунсанйоки – р. Тумча, очень интересный и живописный, подходит как профессионалам, так и любителям сплавов по горным рекам.















3.9. Краеведческое задание.


Ценные указания по производству парусов


После порога Шляпа река Тумча впадает в Иовское водохранилище, заполненное в 60-х годах XX века, общей площадью 300 км2.
Пересечь водохранилище можно наняв «баркас Кузьмича», на веслах или с помощью парусов. Мы использовали третий способ и хотели бы поделиться опытом с другими туристами.
На изготовление парусов в количестве трех штук (по парусу на судно) ушло четыре часа времени, 18 м2 целлофановой пленки (9 м2 на рафт, 4 и 5 на катамараны) и восемь пар рук. (см. картинку 8100150).
Конструкция паруса на рафте.
Расходный материал и его применение :
  1. Пленка – примерно 9 кв.м
  2. Мачта – длинный шест в диаметре не больше 8-9 см. ( чем толще тем надежнее , но и тяжелее удержать )
  3. Поперечная балка – палка в диаметре примерно 5 см. , а по длине 1,5 метра
  4. Веревка – для подвязки
  5. Чалка - привязывается к верхней части мачты а другим удерживается рулевым для жесткости конструкции


Парус треугольный. Двумя углами крепится к мачты (фиксируется), балка перпендикулярна мачте .Конструкция съемная , снимается с судна в 2 счета , также и устанавливается . Во время штиля , конструкция укладывается на рафт в доль .



Балка не фиксируется, что позволяет ловить попутный ветер. В основании мачта закрепляется рюкзаками (и страхуется матросом в количестве одной штуки – рис. 1). При команде в шесть человек, два из которых управляют парусом, трое гребут, а один исполняет функции рулевого, достигается оптимальная скорость судна.



Конструкция паруса на катамаранах.
Расходный материал и его применение :
  1. Пленка 4 кв.м
  2. Мачта – длинный шест примерно 2,5 м в длину
  3. Поперечные балки – 2 палки длинной 1,5 м
  4. Веревка – для обвязки и жесткой фиксации на судне

Конструкция, стационарная и жестко устанавливается на судне ( в данном случае на катамаране ) и фиксируется жесткой обвязкой с вещами .

На двух четырехместных катамаранах была использована схожая конструкция: прямоугольная пленка, две балки (сверху и снизу мачты), на которых закреплен парус (рис. 8100152). Мачта укреплялась с помощью рюкзаков (рис. 8100156). Различия между парусами на катамаранах: на одном зафиксирована верхняя балка , а нижняя балка при свертывание паруса заматывалась в пленку и подвязывалась к верхней балке + к ней подвязывались веревки которые удерживали матросы (рис. Безымянный 4), на втором зафиксирована нижняя (рис. 8100157).



При этом верхняя балка свободно опускалась либо поднималась путём стравливания либо натяга веревки
Паруса при попутном ветре значительно упрощают передвижение по водохранилищу. Скорость судов доходила до 20 км/ч (при сильном ветре). В ходе эксперимента была выявлена наиболее практичная и надежная конструкция паруса (рис. Безымянный 4).
Ниже смотрите фотографии сборки конструкций а так же их использование.