Контакты

Адрес:
г.Москва, ул.Газопровод, д.4, ДЮЦ «Виктория»

Проезд:
ст. м. Улица Академика Янгеля, далее автобусом N682 до остановки ДЮЦ «Виктория»

Телефоны:
8(495) 518-40-01

E-mail:
victory@madriver.ru

Отчеты


59 Первенство г. Москвы по туризму среди учащихся

ДЮЦ «Виктория» южного округа г. Москвы

Отчет
о водном туристическом походе
2 категории сложности по республике Карелия
совершенном с 07.07.04 по 20.07.04




Маршрутная книжка № 4-235
Руководитель группы: Кирилюк А.А.
Адрес: г. Москва, Сумской проезд 5-3-47
Контактный телефон: 312-25-73


Маршрутно-квалификационная комиссия МосгорСЮТур
рассмотрела отчет и считает, что поход
может быть зачтен всем участникам и руководителям
Категория сложности – 2
Отчет хранить в библиотеке МКК





Москва 2004


СОДЕРЖАНИЕ



Справочные сведения о походе и составе групп

  1. Отчет группы ДЮЦ «Виктория» южного округа г. Москвы
  2. Район похода – Северная Карелия.
  3. Вид туризма – водный.
  4. Категорийность – II
  5. Нитка маршрута – ст. Сосновец – пос. Лехта – оз. Шуезеро – исток Шуи – оз. В. Кипозеро – каньенообразное сужение – пор. «Темный» – пор. «Белая лошадь» – пор. «Сосновый» – пор. «Пуло» – пор. «Большой падун» – устье Шуи – ст. Шуерецкое.
  6. Протяжённость активной части маршрута – около 120 км.
  7. Уровень воды – средний.
  8. Сроки похода: поход проведен с 07.07.04 по 20.07.04, включая переезд.
  9. Состав членов группы и их опыт
№.п.п.Ф.И.О.Год рожденияТуристский опытЭкипажиОбязанности в группе
123456
1Кирилюк А.А1983р. Песчаная (3 к.с. – уч.) р. Беризайка – р. Мста (2 к.с. – рук.)Кат. 4 (капитан)Руководитель
2Буров М.И.1982р. Иркут (3 к.с. – уч) р. Беризайка – р. Мста (2 к.с. – уч.)Каяк 1Зам. руководителя
3Архипов С.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Рафт (капитан)Командир
4Фридлянд И.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Хронометрист
5Фокина Т.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Зав. хоз
6Ивашенцева А.1989р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Медсестра
7Николушкин С.1987р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (капитан)Рем. мастер
8Ларшин Р.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Рафт (матрос)Казначей
9Малышева Н.1989р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Рафт (матрос)Рем. мастер
10Хачина Л.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Рафт (матрос)Фотограф
11Малыгин Д.1989р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Рафт (матрос)Фотограф
12Шестаков Л.1989р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Хронометрист
13Овчинников Ю.1989р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Метеоролог
14Ларин А.1988р. Беризайка – р. Мста (1 к.с. – уч.) р. Мзымта (2 к.с. – уч.)Кат. 4 (матрос)Ст. повар



Характеристика района похода
Автор: Буров М.И.
Северная Шуя.
МАРШРУТ: Москва – ст. Сосновец – оз. Пертозеро – р.Шуя – ст. Шуерецкое – Москва.
ЗАБРОСКА: рейсовых автобусов нет, единственная возможность, договориться с местными жителями. Мы, как только выгрузились с поезда, договорились о заброске с местным жителем. На грузовике ЗИЛ с железным крытым кузовом, забросил нас на Шуезеро, не доезжая поселка Лехта, по пути заехали в магазин и закупили оставшиеся продукты.
СНЯТИЕ С МАРШРУТА: Оптимальное место – это высокая поляна на правом берегу, в начале поселка Шуерецкое. От него, до железнодорожной станции 2.5 километра.
БЛИЖАЙШАЯ ПОИСКОВО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СЛУЖБА (ПСО): находится по адресу г. Петрозаводск, ул. Пограничная 19.
Река Северная Шуя вытекает из озера Шуезеро на уровне 104 м. Подъехать к озеру (до поселка Лехта) можно из поселка Пушной на Мурманском шоссе или станции Сосновец Мурманской ветки. Впадает Северная Шуя в Шуерецкую губу Белого моря.

Северная Шуя – это малорасходная река, маршрут которой проходит в северной части Карелии, километраж ее составляет приблизительно в 120 километров. Оптимальное время для сплава – начало июня, в дождливые годы она проходима в течение всего лета. Пороги Северной Шуи наиболее интересны в высокую воду, в малую же сильно упрощаются. Поэтому на Шую лучше ходить в начале лета или выбрать для похода многоводный год. Большинство порогов Северной Шуи шиверного типа, однако, встречаются и характерные локальные пороги с ярко выраженными сливами. На некоторых порогах имеются скальные выходы пород. Сложность и мощность реки нарастает более или менее равномерно.
Характерной особенностью реки является наличие на ней кроме локальных порогов, характерных для большинства рек Карелии, каскадов порожков и перекатов: река на протяжении 5-10 км содержит почти непрерывную цепь препятствий различной сложности, затем идет обычный длинный 5-10 км плес с очень слабыми перекатами.
Мест для стоянок мало, в основном берега сильно заболочены. Так как населенные пункты есть только в начале и в конце маршрута, продукты лучше закупить сразу, есть место, где реку пересекает автомобильная дорога С.Петербург-Мурманск, по ней на попутке можно добраться до ближайшей деревни, которая находится в 25 километрах, но попутку поймать сложно, никто не останавливается.


График движения
№ дняДатаУчасток маршрутакмХод. время чПерепад высот мЕстеств. препятствияСпособ передвижения
17.07г. Москва ----- поезд
28.07Ст. Сосновец – пос. Лехта351.00- -поезд – машина
39.07Оз. Шуезеро – исток Шуи123.000.7 -сплав
410.07Исток Шуи – оз. В. Кипозеро207.30 0.7П1 – П3сплав
511.07Дневка-----
612.07Каньенообразное сужение156.308П4 – П13сплав
713.07Пор. «Темный», пор. «Белая лошадь»106.1020П14 – П24сплав
814.07Пор. «Сосновый»209.0038П25 – П47сплав
915.07Пор. «Пуло»123.3020П48 – П53сплав
1016.07Пор. «Большой падун»154.2010П53 – П55сплав
1117.07Устье Шуи (пос. Шуерецкое)104.157П55 – П61сплав
1218.07Дневка-----
1319.07Ст. Шуерецкое, поезд20.20--пешком, поезд
1420.07г. Москва----поезд
Общая протяженность сплава: около 120 км.

Таблица метеонаблюдений
ДатаВремяТем-ра воздухаНаправление ветраВид облачностиОсадкиПримечание
8.0721.0015ºССЗслабая20%-
9.0712.0021ºССЗслабая10%-
10.0714.0020ºСВсильная50%-
11.0711.0018ºССВсильная50%-
12.0714.0023ºССВслабая30%-
13.0708.0012ºССЗсильная30%-
14.0715.0021ºССЗслабая20%-
15.0718.0018ºСВслабая20%-
16.0715.0019ºССВсильная20%-
17.0710.0018ºССВсильная50%-
18.0714.0023ºССВслабая10%-
19.0708.0012ºССслабая10%-



Техническое описание маршрута (лоция)
Авторы: Кирилюк А.А., Архипов С.
  1. День приезда 8 июля.
    Прибыли в Сосновец около 8 вечера. Вышли из поезда и сразу начали искать автотранспорт. В течение 5 минут нам удалось найти автомашину ЗИЛ с фургоном, который с легкостью умещает группу в 20 человек. Группа загрузилась в течение 20 мин, оформили необходимые документы и отправились к поселку Лехта. По дороге докупили продукты и заехали на АЗС. Время в пути составило примерно часа два, хотя из-за обильных дождей дорога была не в лучшем состоянии.
    Поселок Лехта расположен на левом берегу озера Шуезеро. Собираться лучше на лесной поляне в 1 км. не доезжая поселка Лехта. Отсюда до истока Шуи примерно три часа ходу строго на север (в безветренную погоду).

  2. Первый ходовой день, 9 июля.
    Подъем дежурных в 8-00, к 9 часам был готов завтрак. С дровами худо, так что лучше заготовить их с вечера. Встали, позавтракали, провели общее собрание группы, после чего начали собирать суда. К 12 часам рафт и катамараны были в полной «боевой» готовности штурмовать Северную Шую. Пообедали в 14-00 и начали грузить суда.
    Вышли в 14.50. Взяли ориентир строго на север и не ошиблись. На пути встречается много островов. Направляющим шел каяк, который указывал направление движения остальным экипажам. Исток Шуи является продолжением длинного залива. Ориентир – высокий открытый берег, который виден издали. В истоке Шуи есть места, пригодные для ночевки, выбрали подходящее местечко на правом берегу реки и встали на ночлег в 18-10. Разбили лагерь, поужинали и улеглись в 23-00.
    Чистое ходовое время составило 3 часа.

  3. Второй ходовой день, 10 июля.
    Время отплытия 11-00. Исток протоки прошли без всяких проблем, далее идет озеровидное расширение русла, после него река несколько сот метров разливается через болото, которое в нашу воду проходимо без всяких проблем. Далее ширина русла быстро восстанавливается. В 11-50 доплыли до П-1 – низкий полуразрушенный мост (обнос). В 12-55 П-2 – порог с узкой струей среди камней. В 13-45 справа протока из Гнилого озера, по малой воде возможен волок через болото. Далее через 15 минут деревянный мост, зачалились на правом берегу перед мостом в 14-00. Приготовили обед и после небольшого отдыха поплыли дальше. Время отплытия 16-00.
    Через 20 мин. озеро Кузькозеро. На протяжении всего участка берег болотистый, лес смешанный, река извилистая и заросшая. Напротив устья – большой остров. Огибали его, как обычно, слева, проход справа тоже существует. Через 20 мин камни в русле. В большую воду практически залиты, в нашу воду местами даже слабые перекаты. Прошли без скорости. Через 30 мин перекат. Затем через 35 преодолевали перекат. В конце переката низкий мост П-3. Прошли перекат до моста, произвели осмотр в течение 10 мин. и прошли мост левой протокой.
    Перед прохождением рекомендуется осмотр всего участка для выработки тактики прохождения. Через полчаса справа подходит каменистая возвышенность, на ней 2 хорошие стоянки. Через 20 минут Кипозеро. Встали на острове напротив устья в 18-30 (фото №2).
    Место весьма приличное, можно сделать баню, но за дровами ходить далеко. Есть еще два места, где можно встать, их видно с воды, после чего выяснилось, что там стоит группа из Мурманска. Недостаток места с избой – засиженность песчаного бережка справа перед началом протоки в Нижнее Кипозеро – огромные муравейники.
    Ходовое время составило 7 часов 30 минут.
    Чистое ходовое время не более 6 часов.


  4. Третий день, 11 июля – дневка.
    Подъем дежурных в 9-00. К 10-00 был готов завтрак. Погода стояла солнечная. После завтрака часть группы занялась приготовлением бани и заготовкой дров, а заядлые рыбаки отправились на рыбалку. Пообедав в 15-00, дежурные занялись чисткой рыбы, и приготовлением ухи на ужин. К 18-00 баня была готова (фото №3). Перед баней желающие отрабатывали технику эскимосского переворота. На протяжении всего дня погода стояла солнечная (комары в большом количестве).

  5. Четвертый ходовой день, 12 июля.
    Встали в 9-00. Позавтракали и начали собирать лагерь. Погода стояла мерзкая, моросил дождь. Время отплытия 11-30. Вышли в протоку из озера в В. Кипозеро. Через 15 мин протока широкая, похожа на озеро. На выходе из нее шивера «Мельничная» П-4. Это 80-метровая мелкая шиверка.
    Через 40 минут прошли озеро Н. Кипозеро (идти вдоль левого берега) и вышли в Шую, обогнув мыс и двигаясь вдоль левого по ходу берега. Через 1.50 мелкий порог длинной 200 метров со сложным судовым ходом и слабой струей П-5. Затем за поворотом еще один длиной 500 метров П-6. Вход под правым берегом в 50-сантиметровый слив, в нашу воду требовался точный заход. Далее очень мелкая шивера со сложным судовым ходом и слабой струей. В среднюю воду, даже у нашей группы возникли проблемы с чистым прохождением (фото №4,5).
    Через 100 метров слабый перекат П-7. Затем через 100 метров мелкий бурный перекат П-8. Через 5 минут хода на правом повороте начинается порог «Бутылочное горло». В 14-30 порог «Бутылочное горло» П-9. Длина около 150 метров. Ориентиры: повышение правого берега, справа каменные плиты. Осмотр и стоянка ПБ. В пороге 3 слива, высотой до 50-70 см. Потеря струи грозит неприятной посадкой на мель. Очень мелкий, многие места могут быть просмотрены по колено в воде. Плохо запоминается, ориентирование с воды осложнено. Полезны сигнальщики в ключевых точках, определяемых при осмотре. Проходили поочередно без страховки, за исключением каяка, которого страховал КАТ-4. На пороге сделали обед. На приготовление обеда и прохождение порога ушло 1.45. Отплыли в 16-15.
    Через 0.05 перекат. За ним островной разбой, придерживались в основном правых проток, в них обилие мелких простых перекатов, здесь привязаться к лоции, особенно в низкую воду из-за многочисленных обнажившихся перекатов, достаточно трудно.
    На этом участке встретится порожек П-10 перед правым поворотом, идти правой протокой, в левой – мель. Над порожком стоянка ПБ. За ним сливаются две большие протоки. Через 300 м, после нескольких перекатов, на крутом правом повороте короткий 30-метровый порог П-11. Мелко, много камней, сильная струя и косой 30-50-сантиметровый (в зависимости от воды) слив с навалом на камни. Лучше посмотреть, чтобы не испортить шкуры судов. В нашу среднюю воду навал на камни значительно слабее. За П-11 через 50 метров длинный перекат в тростнике П-12. Струя извилистая, достаточно чистая. Через 10 минут перекат с большим количеством камней.
    Через 0.05 скалистый островок, поросший соснами, делит русло на 2 протоки. Идти левой протокой, в которой слабый перекат. Через 200 м живописное каньонообразное сужение русла длиной около 200 м. На левом берегу – просторная стоянка. Здесь встали в 18-00 на стоянку.
    Ходовое время составило 6 часов 30 минут.
    Чистое ходовое время 4 часа 45 минут.


  6. Пятый ходовой день, 13 июля.
    Подъем дежурных в 8-00. Позавтракали только в 10 часов, т.к. дрова были мокрые, и всю ночь лил дождь. Вышли в 12-30, через 15 мин. спокойный плес до порога «Темный». П-14 порог «Темный». Начинается мелким перекатом после крутого правого поворота. Его необходимо пройти и зачалиться в отходящую вправо протоку, к острову. Далее несколько водоскатов на узкой, засоренной камнями струе, затем за правым поворотом косой слив под правым берегом, в который после правого поворота нужно попасть, и при этом не влететь на камни правого берега. На острове стоянка. На обработку и прохождение порога в штатной ситуации следует закладывать не более часа. Порог осмотрели. Первый пошел каякер, которого страховали с берега с морковками, затем прошли надувные суда, катамараны и рафт. Порог для катамарана особой сложности не представляет. На прохождение и осмотр потратили 45 мин. Время отплытия 13-30.
    Через 10 минут серия из 2-х длинных шивер, за ними перекат П-17. После него практически сразу порог «Сооринский». Порог «Сооринский» П-18 требует тщательной обработки, особенно в высокую воду. Осмотр порога по правому берегу, здесь есть место для стоянки, но оно допустимо при небольшой группе. Порог представляет собой несколько скальных гряд, перегораживающих реку, которые образуют каскад сливов. Первый, второй и третий сливы – чистые. После третьего – прижим (в ВВ сильный) к острым скалам островка у правого берега, уходящим в воду и образующим четвёртый слив. Затем выходная шивера со сложной линией движения и невысокими сливами, вся читается с воды. Основную трудность в ВВ составляет заход из-под правого берега в первые три слива и переход из третьего слива в четвёртый с уходом от прижима. В среднюю воду заходить в сливы тоже не просто, но все это осуществляется на значительно слабой струе. Далее преобладает обильна каменная гряда.
    Порог пройден всеми экипажами. Для надувных судов есть вероятность посадки на мель. Порог проходили поочередно без страховки. Почти сразу за «Сооринским» длинная шивера «Змея» П-19. Заход в струю под ПБ. Струя чистая, сильно извивается. Представляет собой узкий форватор в каменной гряде.
    Затем через 300 метров с коротким интервалом следуют три шиверы П-20,21,22. В 15-30 на крутом левом повороте начинается порог «Чайник» (фото №6,7,8), длиной около 100 м. Это один из немногих порогов, который в нашу среднюю воду сложнее, чем в высокую. На высоком ЛБ на пороге стоянка, здесь же тропа осмотра. В СВ порог представляет собой быстроток с валами и водоскатом в месте сужения русла; главное при прохождении в финальной части – вовремя уйти к ЛБ, т.к. в конце струя разбивается на две, правая очень мелкая. В НВ на месте водоската – метровый слив, с узким проходом, осложненным камнями. Необходим очень точный заход. Поэтому на ПБ после слива был выставлен сигнальщик и «морковка». Проходили поочередно. Первый шел рафт, который встал на страховку под правым берегом, затем каяк и остальные суда.
    За сливом шивера с обилием камней в струе и сложным судовым ходом. Время отплытия 16-30. Через 300 метров перпендикулярно влево отходит протока. В ней через 200 метров начинается порог «Белая Лошадь».
    Порог «Белая Лошадь», он же «Московский» П-24 (1-ая ступень порога фото №9,10,11,12,13). Чалка перед порогом в улов ЛБ после правого поворота к началу тропы осмотра. Стоянки по обоим берегам, на ПБ менее засижена. На обеих стоянках практически отсутствует ровное место для постановки палаток. Более удобная стоянка есть в нижнем (подпорожном) плёсе за водопадами на ПБ, но она неудобна, если вы не собираетесь обносить порог.
    Порог «Белая Лошадь» (длина 300 м., перепад воды 7-10 м.) расположен в скальном сужении и начинается косым сливом. Затем участок короткого быстротока и ещё один слив, после которого река делает плавный правый, а затем крутой левый поворот на 90°, образуя прижим (в ВВ сильный) к скальной стенке правого берега, за которым после короткого быстротока мелкая выходная шивера. Порог весьма сложен и требует тщательной обработки, а также очень точного управления судном. Страховка осуществлялась между первым и вторым сливом (спасконцом, а между вторым и третьим сливами – спасконцом и «живцом». Заход в первый слив (у ЛБ).
    В нашу среднюю воду порог менее мощный, в месте прижима к скальной стенке можно почти полностью отдаться струе. Выходная шивера также значительно мелководнее.
    Чалка за порогом в залив левого берега за островком после выходной шиверы. Порог пройден всеми членами группы в составе смешанных экипажей. Первым шел рафт, затем катамараны, каяк шел последним. Страховку осуществляли с воды и с берега. При возникновении сомнений в технических возможностях группы рекомендуем совершить обнос, особенно в высокую воду.
    Встали на стоянку за порогом на правом берегу в 18-20.
    Ходовое время составило 6 часов 10 минут.
    Чистое ходовое время 4 часа.


  7. Шестой ходовой день, 14 июля.
    Пожалуй, стандартный переход от «Белой Лошади» до порога «Сосновый» – наиболее «веселый» на Северной Шуе, особенно в высокую воду. Этот участок включает 30 довольно многоводных препятствий. Отплыли от «Белой Лошади» в 12-15. Погода стояла солнечная, настроение у группы веселое.
    Через 10 мин. автомобильный мост шоссе Санкт-Петербург – Мурманск. Единственное место, откуда можно уехать до ближайшего населенного пункта, чтобы пополнить запас продуктов (25 км. по трассе до поселка Пушной) Река со спокойным течением в низких берегах. На этом участке хорошо слышно, что недалеко дорога. Берега болотистые, лес смешанный. Этот чуть более 1.5-часовой участок состоит из часто следующих перекатов и простых порожков. Он начинается перекатом П-25. Струя справа. По СВ здесь стоят валы. По НВ слева обнажаются камни. Через 3-4 минуты порожек П-26, крутой, длинный и мощный. Проход по струе. За ним стоянка ПБ.
    Через 8 минут короткий перекат П-27, струя чистая. Через 25 минут перекат П-28, струя чистая. Следующий перекат П-29 через 5 минут.
    За ним через 200 метров порог П-30. Короткий мощный, проходим по струе без осмотра, в середине порога небольшой слив. Через 200 метров еще порожек П-31, струя извилистая, в СВ сложнее предыдущего, в ВВ проще.
    Через 100 метров короткий мелкий перекат на правом повороте П-32.
    Через 5 мин. после длинного прямого участка – одиночный водослив высотой 30-40 см с бочкой П-33. В СВ здесь водоскат. После него на ПБ последняя приличная стоянка до порога «Сосновый», дров – море, но большой группе придется туго с местом.
    Здесь встали на обед в 14-45. Ушли с обеда в 16-15. Плес, с камнями в русле и очень слабыми перекатами. Здесь по берегам начинается горелый лес. Передвижение по берегу сильно затруднено, т.к. весь берег весьма густо порос березняком. Затем шивера третьей к.с. длиной 400 м. П-34.
    Дальнейший участок состоит в основном из длинных мелких шивер и коротких мощных перекатов. В начале участка длинная шивера. В СВ проходима по струе с валами, в нашу воду. Через 100 метров за ней перекат.
    Через 300 метров остров в русле, проход любой протокой. За ним начинается порог «Ведьмино ущелье» П-36, несколько похож на предыдущую шиверу, но имеет более крутое падение. В СВ также производит довольно поганое впечатление. Стоянка, если есть, то очень небольшая и неприметная, рассчитывать на нее не стоит. Порог проходили с ходу без просмотра.
    Через 5 минут порожек на левом повороте П-37. Мощный, мелкий, бурный.
    Через 200 метров на левом повороте мелкий мощный перекат П-38. Через 100 метров еще один П-39. Струя под ЛБ, мелкая, проход в нашу воду извилистый и плохо читаемый. Через 50 метров еще один П-40.
    За ним через 100 метров порог «Директор». У левого берега почти метровый слив с бочкой, который в СВ предпочтительно осмотреть с сухих плит. На прохождение порога потратили 20 минут. Проходили с просмотром, без страховки, поочередно. Каяк шел последним. Далее достаточно спокойный участок с редкими перекатами, завершающийся серией перекатов.
    Первый через 15 минут после «Директора» на левом повороте. Весьма бурный. Пожалуй, его нельзя назвать «еле заметным». Через 10 минут с интервалом 200 метров два очень слабых переката, в СВ камни в русле.
    Через 10 минут еще 2 слабых переката, затем еще слабый перекат. Через 100 метров от него в русле остров. В обоих перекат, прошли правой протокой. Затем река успокаивается.
    Следующий участок представляет собой серию достаточно сложных препятствий, включающих ярко выраженные пороги. После последнего переката тянется спокойный широкий плес. Далее начинается заходная шивера порога «Слива» П-43. Прошли заходную шиверу и зачалились непосредственно перед каменным языком, выходящем с правого берега. В СВ чалиться придется, видимо, несколько выше. «Язык» уходит в воду и образует слив (1м.). За порогом 2 слабых переката.
    За ними начинается порог «Ремиз» П-44. Представляет собой шиверу с несколькими поворотами. Читается с воды, но нужно знать, что после левого поворота в финальной части порога слив находится под правым берегом. В нашу воду вся струя шла к сливу, и попасть в левую часть русла в финале не представлялось возможным, зато перед сливом каякер зачалился и осмотрел его. Слив в СВ неправильно читается с воды, можно слиться в камень. Остальные экипажи были наведены. Шли с ходу без страховки.
    Через 100 метров начинается шивера, которая перед островом в русле плавно ослабевает и за ним переходит в порог «Банзай» П-46. С правого берега в русло свешиваются скалы, превращающиеся в СВ в карманы, кроме того, на выходе в СВ сильный прижим к скале.
    Оптимальное прохождение под левым берегом. На пороге на ПБ маленькая стоянка. За «Банзаем» в 100 метрах перекат, за ним через 100 метров на левом повороте начинается порог «Сосновый». Осторожно пройти короткую входную шиверу и зачалиться к любому берегу (вправо отходит протока): здесь тропы обноса и стоянки. На ЛБ нужно по тропинке пройти поглубже в мелколесье, здесь вполне приличная стоянка, обилие дров. На ПБ отличная стоянка на острове, достойная дневки, но сильно засиженная и без дров. Основная часть порога в левой протоке. Встали на «Сосновом» на ПБ в 21-00.
    Рядом снами стояла еще одна группа из Питера. Вечером за костром обменялись впечатлениями и адресами. В 20 м. от поляны ходил медведь, поэтому дежурили всю ночь у костра по 2 человека (хорошо, что ночи в этот период времени – «белые»).
    Ходовое время составило 9 часов.
    Чистое ходовое время 7 часов 10минут.


  8. Седьмой ходовой день, 15 июля.
    Встали в 10-00 и приступили к осмотру порога.
    Порог «Сосновый» П-47 (фото №14,15,16). Заходная шиверка не представляет сложности. Основная часть представляет собой последовательность 6-ти сливов от 40 см до 1 метра высотой. Длина порога приблизительно 50 метров, общее падение 3.5-4.0 метра. Порог можно разделить на две части: 3 входных слива и 3 выходных слива. Входные сливы высотой до метра следуют с интервалом 4-7 метров, однако переход из слива в слив достаточно прост. Далее быстроток 15-20 метров. Выходные сливы более низкие, менее мощные.
    Порог весьма сложен, а в большую воду достаточно опасен, т.к. набегающих со всех сторон струй очень много, а оверкиль приведет к очень неприятному и нежелательному варианту прохождения всего порога.
    В среднюю воду на быстротоке вполне возможно поймать и причалить к берегу судно в улове у ЛБ или у ПБ. С этой целью слева после входных сливов была поставлена «морковка», справа на 2-3 метра ниже еще одна.
    Порог пройден катом 2-кой (взяли у Питерской группы, фото №17,18,19), кроме того, прошел каякер и довольно хорошо. Остальные суда были обнесены, т.к. уровень воды был сомнителен.
    При возникновении сомнений в технических возможностях группы настоятельно рекомендуем совершить обнос, особенно в высокую воду.
    Пообедав, ушли с порога «Сосновый» в 15-00. Идет плес, который время от времени перемежается перекатами, пронумерованными П-48, П-49. Далее слышен гул, падение видно с воды (падун с 2-х метров). Зачалились в 16-00.
    Порог «Московский» П-50 (фото №20,21,22,23). Чалка к ЛБ. Начинается за правым поворотом после длинного плеса сливом через всю реку высотой от 1,5 до 2 метров в зависимости от уровня воды, за ним обычная длинная мелкая шуйская шивера. Слив пройти можно, если уровень воды позволяет. Проходить нужно ближе к левому берегу. Чисто надувные суда к шкуродерному сливу менее критичны. Порог пройден всеми экипажами последовательно, без страховки, за исключением каяка, который шел последним со страховкой с воды. На прохождение и просмотр потратили 50 мин.
    Через 100 метров после шиверы «Московского» длинная чистая шивера П-51. От нее болотистый плес до порога «Предбанник».
    Порог «Предбанник» П-52. Тропа осмотра и стоянки на ЛБ, хотя удобнее смотреть с ПБ. Струя с пятью сливами на правом повороте реки, затем выходная шивера. В ВВ мощный, красивый, достаточно глубокий, требует тщательной обработки. В нашу воду первые 2 слива шкуродер. Заход в четвертый слив непрост, потому что после низкого третьего на расстоянии 1 метра на сильной каменистой струе нужно успеть уйти на кормовом траверсе к ПБ. В противном случае может получиться неплохой «галстук» на камнях, лежащих прямо посередине струи. Порог пройден всеми экипажами вдоль правого берега. Страховка осуществлялась только для каяка (с воды).
    Через 300 метров после левого поворота реки начинается порог «Пуло» (фото №24,25,26). Держаться левого берега. Чалиться к поляне ЛБ. Здесь многочисленные стоянки, не очень эстетичные, но приемлемые. Дров вблизи них нет. Дрова: вниз по реке (по тропе, около 200 м) до поляны, затем перпендикулярно реке через поляну, далее (через подлесок на возвышенность, поросшую сосновым лесом (ещё около 200 м)).
    Здесь мы встали на стоянку в 18-30.
    Ходовое время от порога «Сосновый» до порога «Пуло» составило 3.30.

  9. Восьмой ходовой день, 16 июля.
    Позавтракали в 10-00 и приступили к обносу. Далее приводим описание порога: порог «Пуло» П-53. Вначале почти метровый слив через всю реку. Далее река раздваивается. Правая протока непроходима, основная же часть воды устремляется в левую и падает в 2-2.5 метровый слив водопадного типа. Далее идет обычная шуйская шивера с несколькими поворотами. В главном сливе посередине ближе к левому берегу в основании большой зуб. В большую воду он обливной, с него сваливает вправо, видимо, слив можно пройти на любом виде судов, кроме каркасных байдарок. В нашу низкую воду слив можно пройти разве что очень опытный каякер на пластиковом каяке, однако это будет сопряжено с огромным риском. Обычно слив обносится даже весьма квалифицированными водниками. Естественно это и следует сделать группе, имеющей средний опыт на уровне «трёшки». Ниже слива на ЛБ на камне выцарапано: «Погиб Андрей 21.07.97». Фамилия неразборчиво, то ли Ленской, то ли Донской.
    Загрузились ниже падуна «Пуло» и вышли в 13-30. Проходили шиверу «Пуло»-порога, далее идет плес (болотистый). Через 20 мин. преодолевали Гордеев порог П-54. В нашу воду: на входе очень мелко, далее несколько коротких шиверок с извилистым ходом. В большую воду шивера с валами, читается с воды. Осмотр возможен по ПБ. Проходили без просмотра.
    Далее идет плес, на котором встретится очень слабый перекат. Далее разрушенный мост, после которого через 12 минут слева впадает р. Олонга, после нее Шуя удваивается. Через 10 минут после ее впадения начинается порог «Большой Падун» П-55. Чалка – к поляне на правом берегу. Возможен обнос (по хорошей тропе правого берега около 300 м.). Встали на стоянку в 16-10.
    Ходовое время составило 4 часа 20 минут.

  10. Девятый ходовой день, 17 июля.
    Поднялись в 9-00, позавтракали, осмотрели порог и принялись к прохождению.
    Порог «Большой Падун» П-55 представляет собой три ступени через всю реку, высотой порядка от 0.8 до 2.0 м каждая, расположенных на расстоянии около 30 метров друг от друга. Чистый проход первой ступени у правого берега, затем основная струя переходит к левому берегу и падает со второй ступени двухметровым падуном, затем с третьей, образуя ряд сливов, осложнённых камнями. Порог заканчивается мелкой выходной шиверой. Проход возможен на всех видах судов. В большую воду может быть пройден полностью квалифицированными водниками.
    Проходили смешанными экипажами на всех судах. Первым шел рафт, который осуществлял страховку с воды для остальных экипажей. Проходить порог лучше на отрицательной скорости т.к. течение очень быстрое. После первой плиты нужно повернуть вправо на 90°, а затем резко влево и слиться во второй ступени, т.е. «упасть» на 2-2,5 м. Порог пройден всеми судами без технических проблем. Отплыли от «Падуна» в 12-00.
    Через 400 метров реку пересекает ЛЭП. Далее начинается порог «Зигзаг» П-56. Порог «Зигзаг» в высокую воду весьма сложен. Длина 150 м., осмотр по ЛБ. В начале на прямом участке сильная шивера. Затем правый поворот с прижимом к скале и почти сразу после него метровый слив. За ним справ впадает протока, кусающая судно сразу после слива. Далее слив сложной формы, образованный плитой, уходящей с ЛБ в воду. Под левым берегом тормозящая бочка, под ПБ бочка – «стиральная машинка». Здесь струя закручивается в двух плоскостях. За этим сливом под ЛБ большой улов, но зачалиться в него весьма сложно: очень быстрое течение, поганки. Далее мощная выходная шивера.
    Прошли всеми экипажами. Первым шел кат-4, который после прохождения встал на страховку с воды, затем все остальные суда, в том числе и каяк. На прохождение с просмотром потратили 50 мин.
    В ВВ малоопытным группам настоятельно рекомендуем сделать обнос. Далее идут препятствия П57-61. В нашу воду это серия несложных перекатов и шивер. В большую воду это шиверы, проходимые по струе, валы до 0.5-0.8 метра. Следует отметить красивые скальные выходы ПБ после П-59 и камень в струе на выходе в П-61. П-59-П-60 носят названия «Пустынные пороги», П-61 – порог «Федулинский». На этом участке стоянок нет. Можно найти неудобную, неровную стоянку без дров на травянистом лугу или в низком лесу на любом берегу (фото №27), но лучше заблаговременно встать на «Большом Падуне» или «Зигзаге». В конце участка в нашу воду каменный закол с вершей и сливом у ПБ.
    Далее спокойная широкая река до села Шуерецкое. Через 15 минут после закола мост железной дороги. Перед этим местом река раздваивается. Идти любой протокой. После моста на левом берегу развалины завода из красного кирпича. Проплыв 15 мин., можно встать на высокой насыпи около деревянных быков – бывшего моста. Ориентир этой насыпи: два дома в далек на правом берегу реки – это окраина села Шуерецкое. Отсюда до станции 2 км. (25 мин. пешком). Здесь встали на стоянку в 16-15 (фото №28). Место хорошее, но дров мало, так что лучше заготовить заранее после порога «Зигзаг».
    Ходовое время составило 4 часа 15 минут.
    Чистое ходовое время 3 часа 40 минут.


  11. Десятый день, 18 июля – дневка.
    Погода стоит теплая, жаркая. После завтрака занялись разбором и просушкой судов. К обеду сходили в поселок, закупили необходимые продукты на поезд и устроили массовое купание и отдых.

  12. Одиннадцатый день, 19 июля.
    Общий подъем в 6-00, позавтракали, собрали лагерь и отправились на станцию Шуерецкое.


Картографический материал

  1. Обзорная схема района похода
  2. Маршрутная карта
  3. Схемы сложных участков
    1. схема
    2. схема


Материально-техническое обеспечение и обеспечение безопасности

  1. Снаряжение и его особенности, средства безопасности
    Групповое и личное снаряжение, состав ремнабора, аптечки и раскладка продуктов питания – типичные для водных походов 1-3 категорий сложности в Европейской части России. В состав личного снаряжения входили каска, спасжилет и нескладывающийся нож у каждого участника похода. По случаю хорошей погоды гидрашки лежали без дела, но иногда надевались неопреновые носки. В качестве обуви при сплаве использовались кеды и кроссовки. Спасконец входил в состав снаряжения каждого экипажа (кроме каяка).
    На биваках использовались 5 палаток, общий групповой тент, а также необходимое групповое снаряжение. Раскладка была составлена на 14 дней автономного питания группы.

  2. Особенности средств сплава
    В качестве средств сплава использовались 2 четырехместных катамарана, 1 рафт, 1 полиэтиленовый каяк. Данные средства сплава были изготовлены и приобретены у фирмы «Рафт-мастер». Технические характеристики и конструктивное исполнение данных судов всецело удовлетворяют требованиям походов, много более сложных, чем данный маршрут.


Выводы и рекомендации

В качестве картографического материала был использован атлас республики Карелия масштаба 1:200.000 (В 1см – 2 км).
Маршрут может быть разделён на несколько характерных участков:
ПЕРВЫЙ: от любого из поселков – Пертозеро, Лехта, Пушной – до оз. В. Кипозеро. Характеризуется низкими заболоченными берегами, длинными участками спокойной воды. Здесь препятствия практически отсутствуют, встретятся лишь 1-3 переката.
ВТОРОЙ: от оз. В. Кипозеро до моста автотрассы С. Петербург – Мурманск. Характеризуется маловодными препятствиями с извилистым судовым ходом. Возможность чистого прохождения на многих из них весьма ограничена даже в высокую воду. Содержит несколько упомянутых выше каскадов. На нем расположены несколько характерных порогов.
ТРЕТИЙ: По характеру – это участок номер два, только препятствия здесь многоводнее и мощнее. Особенность участка – трудность продвижения по мелколесью, которым порос берег, во второй его половине.
ЧЕТВЕРТЫЙ: Этот участок «более карельский». Здесь почти все препятствия расположены по классической схеме «плес-порог-плес-порог». Однако многие пороги непроходимы в рамках похода 3-й категории сложности, многое также зависит от воды. Этот участок малоопытным группам рекомендуется проходить с особой осторожностью, не проходить пороги, к которым группа явно не готова.


Краеведческое задание

Тема: Сравнение порогов Северной Шуи в среднюю и высокую воду.
Река Шуя относится к малорасходным карельским рекам, ее пороги наиболее интересны в высокую воду. Сложность и мощность реки нарастает более ли менее равномерно. Характерной особенностью реки является наличие на ней порогов, каскадов и перекатов.
Методика работы была построена следующим образом: в начале маршрута группа измеряла уровень воды с помощью опор деревянного моста, на которых указывается данный уровень воды (низкий-средний-высокий). Далее определив уровень воды, велось сравнение наиболее локальных препятствий в хронологическом порядке, по ходу их прохождения. После окончания сравнения была сделана таблица, где приводится средний и высокий уровни воды. Для сравнения использовались отчеты других групп, которые осуществляли поход по высокой воде, а также необходимая методическая литература.
Авторы краеведческого задания: Хачина Л., Ивашенцева А.

Таблица сравнения
П№НазваниеСредняя вода (СВ)Большая вода (БВ)
­­ВниманиеПовыш. вниманиеОбносВниманиеПовыш. вниманиеОбнос
П8«Бутылочное горло»+--+--
П11-+--+--
П14«Тёмный»+--+--
П18«Софринский»+---+-
П23«Чайник»++--+-
П24«Белая Лошадь»-+--++-?
П35-+--+--
П36«Ведьмино Ущелье»---+--
П41«Директор»+--+--
П43«Слива»+--+--
П44Вы+од «Ремиз»а+--+--
П46«Банзай»+---+-
П47«Сосновый»-+--++-?
П50Гл. слив пор. «Московский»-+--++-?
П50Шивера пор. «Московский»+--+--
П52«Предбанник»-+--++
П53«Пуло» (падун)--+-+-?+
П54«Пуло» (шивера)+--+--
П55«Большой Падун» (главн. слив)-+--++
П55«Большой Падун» (все остальное)-+--++-?
П56«Зигзаг»-+--++
П63«Деревенский»+--+--

Выводы: Таблица рекомендуется для сравнения препятствий при выборе маршрута, а также для последующего безопасного прохождения.
Наш маршрут по Шуе был проведен в среднюю воду. Удалось увидеть реку и сравнить с большой водой; река сильно отличается. Предположительно все препятствия в среднюю воду можно отнести ко 2 к.с. с элементами 3 к.с. В высокую воду препятствия Шуи довольно сложны и трудно проходимы (3 к.с. с элементами 4 к.с.).
Для сравнения были взяты отчеты: Баранова Б.Б. (от 25.08.1994) и необходимая дополнительная литература.



Список литературы
  1. В. Шилов. «На байдарках по Карелии». М., 1997 год.
  2. «Водный туризм». М., Профиздат, 1990.
  3. Юрин В. «Сольфеджио белой воды». М., Восточная книжная компания. 1997.
  4. Плечко Л. Сабанеев И. «Водные маршруты СССР. Европейская часть».
  5. Воронов Ю. «100 избранных маршрутов для путешествий на байдарке». М., Мир, 1993.
  6. Григорьев В., Штовби Ю. «Сложные походы на байдарках». М., Ф. и С. 1971.
  7. «Снаряжение туриста водника» М., Профиздат 1986.
  8. Коструб А.А. «Медицинский справочник туриста» М., Профиздат, 1990.
  9. Топографический атлас Карелии.
  10. Отчет 5558 МГЦТК.